Законы 5-ФЗ и 122-ФЗ кардинально изменили чернобыльское законодательство и естественно в худшую сторону, социальные права граждан регламентируемые чернобыльским законом были значительно урезаны. И этому косвенно, а где-то и прямо, способствовало Постановление КС от 19 июня 2002 года № 11-П.

Данным Постановлением дана очень интересная интерпретация Конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

КС оправдал замену выплат в ВВЗ исчисленную из заработка фиксированной выплатой неизвестного происхождения. При этом выплаты уменьшились в 10 раз инвалидам 3-ей группы и в 6 раз инвалидам 2-ой группы. 1-ая не всегда доживала до первой выплаты. (ВВЗ для сравнения расчитано из среднего заработка по промышленности в 1986 г с учетом минимального коэф. зональности).

КС оправдал изъятие профбольных, связанных с ликвидацией аварии из сферы страхового и гражданского законодательства, дискриминировав одну социальную группу относительно другой.
Так, для 95% профбольных и трудувечников во всех отраслях прмышленности применяются Правила возмещения вреда, закон 125-ФЗ о социальном страховании и 59 глава ГК, где основной критерий - компенсация утраченной зарплаты. Чем хуже те, кто работал в зоне ЧАЭС.

КС оправдал дискриминацию внутри одной социальной группы по временному признаку. Рубеж – 15 февраля 2001 г. Теперь для граждан работавших в 1986 г. в одинаковых условиях (ОВУТ) с одинаковым вредным воздействием право на ВВЗ до указанной даты из заработка, после – фикса. Как известно рецидив хронического прфзаболевания возможен в разное время. Т.е. основанием для изменения характера выплат избрано следствие, а не причина.
Можно и дальше загибать пальцы, перечисляя косяки КС.

И совсем издевательски звучит:
«Учитывая, что вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное по объему его возмещение. Но во всяком случае размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности».

В переводе на простой язык это означает – получай свою половину прожиточного минимума и не в чем себе не отказывай.

Для сведения. Выплата псевдоВВЗ инвалиду 3-ей группы в настоящее время составляет 2796 руб. при ПМ – 6146 руб.

А ведь, Конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности можно было решить и по другому.
Один из вариантов:

Законодательно и в советское и в наше время, предусмотрен вариант, при отсутствии документов подтверждающих заработок, применить в расчете аналогичный на данном рабочем месте. В нашем случае можно взять средний по отрасли. Степень опасности и кратность повышения заработка учитывается в соответствии с местом проведения работ, зональность указана в постановлениях СМ СССР и ВЦСПС. Т.е. зарплата получаемая до выполнения работ по ликвидации аварии не учитывается. Вот соблюдение принципа равенства и справедливости, а не равенство по плинтусу.

А доказательства трудовых отношений кратко приведены ниже.

Условия проведения работ в зоне ЧАЭС регламентировались принятыми в свое время и до сих пор не отмененными документами:

Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР, ВЦСПС от 07.05.1986 N 524-156
"Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны Чернобыльской атомной электростанции"

Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 05.06.1986 N 665-195
"Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды"

Где были четко прописаны все социальные вопросы и вопросы трудовых отношений.

Наличие согласованной позиции Совмина СССР и ВЦСПС, позволяет считать, что в данных взаимосвязанных Постановлениях есть признаки коллективного договора.

При этом, можно дополнительно увязать указанные нормативные документы с абз. 3 ст. 18 КЗоТ РСФСР и п. 4.15 НРБ 76/87.