По вопросу подтверждения (установления) факта профессионального заболевания – повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей:


Подтверждение данного факта в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационно-опасных объектах, необходимо для назначения, выплаты и индексации размера возмещения вреда в соответствии с нормами Гражданского и отраслевого законодательства в частности, ст. 318, 1091 Гражданского Кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ст.3 закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (все в редакции до 26.11.2002г.).

Признания (установления) факта профессионального заболевания возможно, как в добровольном порядке органами Социальной защиты и фонда социального страхования с участием учреждений государственной службы МСЭ (Медико-социальной экспертизы), так и подтверждения данного факта в судебном порядке (п. 5 Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 (ред. от 29.04.2005)).
В соответствии со ст. 264-268 Гражданского Процессуального Кодекса может быть заявлена просьба «Об установлении факта имеющего юридическое значение». При этом Суд устанавливает факт, от которого зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан (ст. 264 ГПК). Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение (ст. 268 ГПК)

Право на установление или подтверждение факта профессионального заболевания – повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей подтверждается разъяснением Минтруда от 15 апреля 2003 г. № 1 «Об определении учреждениями государственной службы МСЭ (Медико-социальной экспертизы) причин инвалидности» в котором говорится:
«5. Причина инвалидности с формулировкой «профессиональное заболевание» определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений).
Указанная причина инвалидности определяется как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности.
Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой "профессиональное заболевание" является акт о случае профессионального заболевания, оформленный в порядке, предусмотренном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 52, ст. 5149), или решение суда об установлении факта профессионального заболевания.»

Конституционный Суд в Постановлении № 18-П от 1 декабря 1997 года отметил, что «Эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария ХХ века привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым». Последствия целого комплекса учтенных и неучтенных негативных факторов привели к большим проблемам связанным со здоровьем граждан оказавшихся в зоне воздействия Чернобыльской катастрофы и в первую очередь у участников ликвидации аварии.
Учитывая сказанное, понятие профзаболевания для участников ликвидации аварии на ЧАЭС носит более широкий характер чем это отражено в существовавших на то время и существующих сейчас нормативных документах, в которых не предусмотрено комплексное воздействие на человека большого количества негативных факторов.
В связи с неординарностью ситуации в 1986 – 1992 годах был принят целый ряд документов, учет положений которых обязателен при выработке тех или иных решений, в том числе и при квалификации заболеваний приведших к инвалидности у участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В них подобные заболевания признаны как профессиональные.

Часть первая пункта 10 Постановления ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, СМ СССР и ВЦСПС от 7 мая 1986 г. № 524-156 «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны Чернобыльской атомной электростанции» гласит:
«10. Установить, что пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин назначаются в порядке, предусмотренным действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. При этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 года, № 690, но не ниже размеров, предусмотренных Законом о государственных пенсиях».

В Постановлении СМ СССР и ВЦСПС от 5 июня 1986 г. № 665/195 «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и предотвращении загрязнения окружающей среды»
«1…Распространить на работников предприятий, организаций и учреждений, независимо от ведомственной подчиненности (включая лиц, временно переведенных и командированных), а также на военнослужащих и военных строителей, занятых на указанных работах действие пунктов 1 (на период проведения этих работ) и 10 Постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совмина СССР и ВЦСПС от 7 мая 1986 г. № 524-156.»

В письме № 1-69-И от 4.08.1988 г. Министерства социального обеспечения РСФСР со ссылкой на Минздрав СССР и Госкомтруда СССР сообщалось ВТЭКам, что при выявлении заболеваний, вызванных воздействием радиации, у лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, необходимо исходить из того, что данное заболевание следует признавать профессиональным, а потому следует в отношении них выносить заключение о выявлении профессионального заболевания.

В совместном Письме Минздрава СССР от 6-10 июля 1989 года № 03-6/29-6, Госкомтруда СССР от 6-10 июля 1989 года № 1678-мк ВЦСПС от 6-10 июля 1989 года № 14-03-4а/311 в частности говорилось:
«В связи с поступающими запросами Минздрав СССР, Госкомтруд СССР и ВЦСПС сообщают, что в соответствии с решением Правительственной комиссии от 13 августа 1988 года № 539 на базе Всесоюзного научного центра радиационной медицины АМН СССР (г. Киев, Пуща-Водица, ул. Лесная, 30, Институт клинической радиологии ВНЦРМ АМН СССР) создан Центральный межведомственный экспертный Совет для установления причинной связи заболеваний и инвалидности с воздействием ионизирующего излучения и (или) других вредных производственных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По данному вопросу в сложных экспертных случаях в Совет могут обращаться органы здравоохранения, социального обеспечения, профсоюзные и другие общественные организации, а также отдельные граждане. Порядок оформления и представления медицинской документации в Совет определен приказами Минздрава СССР от 28 сентября 1988 года № 731. При установлении Советом связи заболевания и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС причину заболевания и инвалидности следует считать профессиональной, а в заключении Совета дополнительно указывается "вызвано аварией на ЧАЭС". В этом случае составляется акт по форме Н-1 о несчастном случае».
В дальнейшем требование о составлении акта по форме Н-1 и установлении связи Советом было снято первой редакцией закона № 1244-1 от 15 мая 1991 года ч. 5 и 6 ст. 24:
«Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, без составления акта по форме Н-1
При установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах». А в ред. Федерального закона от 24.11.95 № 179-ФЗ после слов «…или иных органах» было добавлено: « …в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС».


В Указании Министерства социальной защиты РФ № 1-98-У от 10 ноября 1992 г. (Отменено Постановлением Минтруда № 14 от 17.06.99 только в 1999г.)
«В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона РФ от 18 июня 1992 года гражданам, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13, гарантируется:
III.1.1. Назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда на период назначения или перерасчета пенсии. При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с Инструктивным письмом Минсобеса РСФСР от 4 августа 1988 года № 1-69-И "О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событием на ЧАЭС, и назначением им пенсии по Списку № 1" заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным.»

В действующем в настоящее время законе "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" № 1244-1 от 15 мая 1991 года в статье 29 говорится:
«Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
1) назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;»

В письме Минтруда №1817-16 13.08.2002г. председателю правления Пенсионного фонда указано, что инвалидность, наступившая вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случаях, определенных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", может считаться инвалидностью вследствие трудового увечья…
И далее там же: « В соответствии с инструктивным письмом Минсобеса РСФСР от 04.08.1988 года № 1-69-И "О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событиями на ЧАЭС, и назначения им пенсий по Списку № 1" заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации Чернобыльской АЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, признается профессиональным заболеванием.»

Замечания по терминологии применяемой в различных нормативных документах.

Минтруд РФ в Постановлении от 1 июня 1999 года № 10 (ред. от 30.12.1999) «Об утверждении разъяснения "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы» разъясняет: «увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья именуется «увечье»».
Ранее аналогичное толкование термина «увечье» приведено в п. 1 Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. N 690:
«…увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением трудовых обязанностей, именуется трудовым увечьем».
И такое же толкование в п. 1 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей. Утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1: «…увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением трудовых обязанностей, именуются «трудовое увечье»».