Об отношениях участников ЛПА на ЧАЭС с Государством

Ответить
Сообщений: 6 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
08 ноя 2012, 13:30
К вопросу о возмещении вреда здоровью связанного с исполнением трудовых и служебных обязанностей в период ликвидации аварии на ЧАЭС в аспекте гражданского законодательства.


Одним из ключевых моментов в споре граждан с РФ является вопрос, – является ли возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС «социальной выплатой», либо данное возмещение является гражданско-правовой обязанностью РФ перед ними, возникшей из деликта, связанного с исполнением служебных и трудовых обязанностей.
Для ликвидации последствий катастрофы в 1986-1989г.г. на Чернобыльской АЭС были привлечены гражданские специалисты, кадровые военные, а так же граждане, призванные на специальные военные сборы.

Оставим пока за скобками тот факт, что данное мероприятие проходило с многочисленными нарушениями существовавшего на то время законодательства, как то:
- Нарушение норм ст.ст. 24, 25 Кодекса законов о труде РСФСР (запрещено требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, существенно изменять условия труда без заключения отдельного договора).
- Нарушение п. 4.10 действовавших на тот момент Норм радиационной безопасности (НРБ-76), отсутствие добровольности привлечения к ликвидации радиационной аварии (согласие должно быть выражено письменно) и отсутствие предупреждения о планируемых дозах облучения и о возможных последствиях получения таковых доз для здоровья;
и т.п.

Действовавшее в период ликвидации аварии на ЧАЭС законодательство.

В отношении всех категорий граждан в период ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС законную силу имели следующие законодательные и нормативные акты:

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным Советом СССР, 8 декабря 1961 года;

Гражданский кодекс РСФСР;

Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ);

Закон СССР от 17 июня 1983 года № 9500-Х "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями";

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях";

Пенсионное законодательство, включающее в себя несколько десятков нормативных документов;
Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. N 690;
Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 12 сентября 1983 г. N 890 «О порядке уплаты взносов на государственное социальное страхование»;

Инструкция о порядке применения Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
Утверждена Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 13 февраля 1985 г. N 50/П-2;

Нормы радиационной безопасности НРБ-76 от 7 июня 1976 года № 141-76;

Нормы радиационной безопасности НРБ-76/87 от 26 мая 1987 года № 4392-87;

Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/80;

А также ряд Постановлений Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов по вопросам оплаты и обеспечения условий труда при выполнении работ во вредных и особо вредных условиях.

О том, что на УЛПА из числа кадровых военнослужащих и граждан привлеченных на учебные сборы, распространялись нормы гражданского законодательства видно из ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР ОТ 29.03.91 г. N 6 «О дополнении постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 13 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья»»
Опубликовано: в БЮЛЛЕТЕНЕ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР N 6, 1991

«В связи с возникшим в судебной практике вопросом Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
«Дополнить постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 13 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" пунктом 121 следующего содержания:
"12-1. Разъяснить, что нормы Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, предусматривающие ответственность за причинение вреда, распространяются и на военнослужащих, военнообязанных, призванных на сборы, военных строителей, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в случае причинения им увечья или иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей. В случае смерти потерпевшего возмещение вреда производится лицам, указанным в ч. 2 ст. 91 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик".»
При этом, следует отметить, что никаких изменений в законодательстве СССР по этому вопросу в промежутке между двумя указанными Пленумами Верховного Суда СССР не отмечено. Следовательно, Пленум лишь уточнил свою позицию по этому вопросу.

Итак, как разъяснил Пленум ВС СССР, на случаи причинения вреда при исполнении обязанностей военной службы и на кадровых военнослужащих, и граждан, призванным на сборы распространялись действовавшие в то время нормы гражданского законодательства о возмещении вреда, в частности и о возмещении утраченного заработка.

Доказательство факта – «работа в новых условиях» при ликвидации аварии на ЧАЭС


На разных этапах ликвидации последствий аварии на ЧАЭС головными организациями являлись:

на первом этапе Минатомэнерго СССР в лице градообразующего предприятия Чернобыльская АЭС и Минсредмаш.

Так Решением Правительственной комиссии от 16 мая основные работы по ликвидации последствий аварии поручались Минсредмашу. Главной задачей было сооружение объекта «Укрытие» («Саркофаг») четвертого энергоблока ЧАЭС.
Во исполнение данного решения был издан Приказ №211 от 20 мая 1986 г. Министерства среднего машиностроения "Об организации управления строительства на Чернобыльской АЭС" (УС-605). Работы проводились с привлечением военных строителей, в т.ч. и призванных на специальные сборы.
Позже в соответствии с Постановлением Центрального Комитет КПСС и Совета Министров СССР от 2 октября 1986 г. № 1181-328 была создана единая головная организация.
П.3 данного Постановления:
«3. В целях обеспечения единого руководства работами, проводимыми на Чернобыльской АЭС, Министерству Атомной энергетики СССР образовать до 1 ноября 1986 г. производственное объединение (комбинат) со специальным аппаратом управления (с местонахождением в районе Чернобыльской АЭС), возложив на него функции заказчика по выполнению работ на объектах производственного и непроизводственного назначения Чернобыльской АЭС, по сооружению вахтового поселка "Зеленый мыс" в Киевской области и нового города для работников этой электростанции, а также обеспечение содержания законсервированных объектов г.Припяти.
Производственное объединение (комбинат) осуществляет координацию работ, выполняемых организациями различных министерств и ведомств на промышленной площадке Чернобыльской АЭС. Включить в состав указанного объединения (комбината) Чернобыльскую АЭС в качестве самостоятельного предприятия, главной задачей которого является обеспечение надежной и безопасной эксплуатации этой электростанции.
Разработать и утвердить до 15 октября 1986 г. структуру и положение об этом объединении (комбинате)
По вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить предложения в Совет Министров СССР».

Отсюда следует, что иные организации, независимо от ведомственной подчиненности исполняли функции подрядных организаций. К этому следует учесть специфику объекта и выполнявшихся работ, а именно выполнение работ по ликвидации аварии в условиях сверхнормативной радиоактивной загрязненности. Как было отмечено выше, основным документом регламентирующим безопасность выполнения работ были:
НБР-76 действовали с 7 июня 1976 г. по 26 мая 1987 г.
НРБ –76/87 действовали с 26 мая 1987 г. и весь период ликвидации аварии на ЧАЭС
В соответствии с п.п.1.1 и 1.2 (НБР-76 и НРБ –76/87)
«1.1 Нормы радиационной безопасности НРБ—76» распространяются на учреждения всех министерств и ведомств, производящие, обрабатывающие, применяющие, хранящие и транспортирующие естественные и искусственные радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений».
1.2. «Нормы радиационной безопасности НРБ—76» являются основным документом, регламентирующим уровни воздействия ионизирующих излучений. Никакие ведомственные правила и инструкции не должны противоречить «Нормам радиационной безопасности НРБ—76».
То есть, НРБ-76 и НРБ-76/87 являлись законом для всех министерств и ведомств, принимавших участие в ЛПА на ЧАЭС, в том числе и для Минобороны.

В соответствии с НРБ-76 (п.4.1) для персонала индивидуальная эквивалентная доза за календарный год не должна была превышать 5 бэр.
Далее по пунктам:

п. 4.9. Планируемое повышенное облучение персонала ограничивается следующими условиями: допускается внешнее облучение и (или) поступление радионуклидов в организм выше годовой предельно допустимой дозы ПДД или предельно допустимого поступления ПДП радионуклидов (кроме урана в растворимой форме, см. разд. 8) в два раза за календарный год в каждом отдельном случае или в пять раз за календарный год единожды на протяжении всей трудовой деятельности (с учетом п. 4.13). В каждом подобном случае персонал должен быть предупрежден о дополнительном облучении, такое облучение допускается только с письменного разрешения руководителя учреждения и личного согласия исполнителя. Разрешение оформляется выдачей наряда-допуска на выполнение таких работ с подробным указанием перечня и регламента работ и мер предосторожности в соответствии с требованиями ОСП-72/87 и других нормативных актов.

п. 4.10. Планируемое облучение до 2 ПДД разрешается территориальными учреждениями санэпидслужбы, а облучение в дозе до 5 ПДД - только Министерством здравоохранения СССР.

п. 4.14. Однократное облучение в дозе свыше 5 ПДД (внешнего или суммарного внешнего и внутреннего), а при изолированном внутреннем облучении однократное поступление в организм радионуклидов свыше 5 ПДП должно рассматриваться как потенциально опасное. Лица, подвергшиеся такому воздействию, должны быть немедленно выведены из зоны облучения и направлены на медицинское обследование.

Как мы видим все требования НРБ-76 в данном случае, относятся исключительно к персоналу, да и то при условии:
- предупреждения о дополнительном облучении;
- личного согласия исполнителя;
- выдачей наряда-допуска на выполнение таких работ с подробным указанием перечня и регламента работ и мер предосторожности в соответствии с требованиями ОСП-72/87 и других нормативных актов.

То есть, даже согласно НРБ-76 (поскольку иной категории граждан в указанной ситуации НРБ не предусматривали), любой привлеченный к ликвидации аварии гражданин должен был иметь такой же статус, как и работник станции (статус персонала). Не говоря уже о предварительном медицинском освидетельствовании и отсутствии медицинских противопоказаний для выполнения указанных работ.

В более поздней редакции НРБ-76/87 уточнено:
п. 4.15. Лица, привлекаемые для проведения аварийных и спасательных работ, на этот период приравниваются к персоналу и на них распространяются положения разд. 4 настоящих Норм.

Аналогичные требования – в Инструктивно-методических указаниях по служебному расследованию и ликвидации радиационных аварий (утверждены: Минздравом СССР от 26 сентября 1980 г. N 2206-80, ВЦСПС от 16 сентября 1980 года, МВД СССР от 2 августа 1980 года).
Согласно абзацу 3 вводной части Указаний – «Радиационные аварии, как правило, ликвидируются силами и средствами учреждений, в которых они возникли».
То есть, если привлекается сторонняя организация, то она должна иметь соответствующую специализацию, разрешение на проведение работ в условиях радиоактивного загрязнения и специально подготовленный персонал.

То же и в Основных санитарных правилах работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений - ОСП-72/80 (разработаны в соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» и с учетом «Санитарных норм проектирования СН 245-71», «Норм радиационной безопасности НРБ-76» N 141-76, регламентировавших основные требования по обеспечению радиационной безопасности).
«Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений - распространяются на предприятия, учреждения, лаборатории и другие организации всех министерств и ведомств, которые производят, обрабатывают, применяют, хранят, транспортируют естественные и искусственные радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений, перерабатывают и обезвреживают радиоактивные отходы (учреждения, предприятия, лаборатории и другие организации в дальнейшем именуются как учреждения)».
Этими Правилами руководствовались в своей работе также службы, осуществляющие контроль за обеспечением радиационной безопасности профессиональных работников и населения страны.

Аналогично. «Временные допустимые уровни радиоактивного загрязнения локальных участков городской территории при ликвидации очагов радиоактивного загрязнения» (утверждены Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 1 июля 1985 г. N 3906-85)
«Настоящие уровни устанавливаются с целью определения порядка проведения работ по ликвидации очагов радиоактивного загрязнения городской территории в соответствии с требованиями Основных санитарных правил ОСП-72/80, норм радиационной безопасности НРБ-76, инструктивно-методическими указаниями по служебному расследованию и ликвидации радиационных аварий N 2206-80.
…предназначены для персонала учреждений, непосредственно занятого выполнением работ по дезактивации и ликвидации загрязненных радиоактивными веществами участков территории города»

Ни один нормативный документ на то время не предусматривал выполнение указанных работ силами обычных неспециализированных организаций без специально подготовленного персонала.

Противоречит существовавшему в то время законодательству утверждение, что период работы работников неспециализированных организаций по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС не может быть отнесен к работе в новых условиях, поскольку (как трактуется авторами данного утверждения) работники неспециализированных организаций были командированы для участия в ликвидации аварии с сохранением среднего заработка по основному месту работы и не доказана устойчивость изменения либо возможности изменения их специальности, квалификации или должности.
Во первых понятие командировка: это поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, при этом работник выполняет работу в соответствии с трудовым договором.
Следовательно, требовать от работника выполнения работы в командировке существенно отличающейся от той, которая регламентирована трудовым договором работодатель не может.
Рассмотрим гипотетический вариант, организации необходимо направить своих работников для выполнения работ в особо вредных условиях труда – в условиях радиационного загрязнения.
Что необходимо для выполнения данного вида работ:

- Учреждение, предназначенное для работ с источниками ионизирующих излучений, до начала его эксплуатации должно быть принято комиссией в составе представителей заинтересованной организации, органов Государственного санитарного надзора, технической инспекции профсоюза, органов внутренних дел. Комиссия устанавливает соответствие принимаемых объектов требованиям действующих норм и правил, наличие условий радиационной безопасности для персонала и населения (п. 3.1 Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/80, далее ОСП).

- На основании акта приемки местные органы Государственного санитарного надзора оформляют санитарный паспорт учреждения, предоставляющий право и проведения работ с применением источников ионизирующих излучений. Санитарный паспорт учреждению выдается на срок не более трех лет. Копия санитарного паспорта учреждения направляется для регистрации в органы внутренних дел (п.3.3 ОСП).

- Администрация учреждения обязана определить перечень лиц, которые будут производить указанные работы, обеспечить необходимое обучение и инструктаж, назначить приказом по учреждению лиц, ответственных за радиационный контроль и радиационную безопасность. Разработать, согласовать с органами санитарно-эпидемиологической службы и утвердить инструкцию по радиационной безопасности (п.п. 3.6, 3.7 ОСП).

- Администрация учреждения обязана для всех лиц, относящихся к категории А, организовать обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. К работе допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний, а это, согласно приказу Минздрава СССР от 30 мая 1969 г. N 400 «О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся», порядка 30-ти противопоказаний (п. 3.3 ОСП)).

Здесь приведен далеко не полный перечень того, что еще необходимо сделать. При этом нужно учесть, что изменение условий труда влечет применение следующих, нижеуказанных документов:

«Типовой перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях атомной энергетики».
Утвержден Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 3 ноября 1986 г. N 443/26-42
Организация на основе отраслевого перечня и аттестации рабочих мест разрабатывает и по согласованию с профсоюзными комитетами утверждает перечни рабочих мест, на которых устанавливаются конкретные размеры доплат работникам за условия труда.
Указанный перечень рабочих мест включается в коллективный договор. Типовой перечень работ, утвержденные настоящим Постановлением, применяется одновременно с введением новых условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115.

«Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».
Согласован с Минздравом СССР. Утвержден Постановлением Госкомтруда СМ СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22
Вводится в организации, одновременно с повышением минимальной заработной платы рабочих и служащих и увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников.

Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда. Рационы лечебно-профилактического питания и нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов. Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания.
Утверждены Постановлением Госкомтруда СМ СССР и Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 г. N 4/П-1
Вводится в организации, работа в которой дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, одновременно с повышением минимальной заработной платы рабочих и служащих и увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников.

Естественно необходимо с учетом новых условий перезаключить трудовой договор с работниками, с учетом увеличения тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников.

И поскольку для неспециализированной организации вышеописанная схема нереальна, то остается только один вариант. С письменного согласия работника откомандировать его в распоряжение специализированной организации, где с ним проведут всю организационную работу обучение, инструктаж, медицинское освидетельствование, заключение трудового договора и, где на него в полной мере будут распространены все вышеуказанные Постановления Госкомтруда СМ СССР и Президиума ВЦСПС

При этом следует учесть следующее, действовавшее на тот период трудовое законодательство предусматривало: «Трудовой договор может быть заключен в устной или письменной форме. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку.
Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.
Работнику, приглашенному на работу в порядке перевода (перевод возможен и на ограниченный срок) из другого предприятия, учреждения, организации по согласованию между руководителями предприятий, учреждений, организаций, не может быть отказано в заключении трудового договора (Статья 18 КЗоТ РСФСР) (Аналогичная норма содержалась и в статье 24 КЗоТ УССР).
То есть, если гражданина откомандированного для выполнения работ в ОВУТ допустили к работе, то имеет место факт заключения трудового договора

Как видно из вышеизложенного, может рассматриваться только такой вариант действий неспециализированной организации. В противном случае действия руководства организации командировавшей своего сотрудника для выполнения работ в особо вредных условиях труда подпадали бы под действие статьи 108 Уголовного кодекса РСФСР: «Умышленное телесное повреждение, опасное для жизни или повлекшее за собой…. расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть…., наказывается лишением свободы на срок до восьми лет».

Все изложенное выше относится и к другим категориям участников ликвидации аварии на ЧАЭС, только здесь применимы:

Приказ Министра обороны СССР N 285 от 8 декабря 1983 года «Об Основных санитарные правилах работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений и льготах военнослужащим работающим источниками ионизирующих излучений»

1. Ввести в действие:
- Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (Приложение N 1 к настоящему Приказу);
- Перечень видов работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, выполнение которых дает право военнослужащим на дополнительный отпуск, отпуск в связи с особыми условиями службы и сокращенный рабочий день (Приложение N 2 к настоящему Приказу);
- Перечень видов работ с радиоактивными веществами, выполнение которых дает право военнослужащим на бесплатное получение лечебно-профилактического питания (Приложение N 3 к настоящему Приказу);
- Указания о порядке предоставления дополнительного отпуска, отпуска в связи с особыми условиями службы и сокращенного рабочего дня военнослужащим <*>, работающим с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений (Приложение N 4 к настоящему Приказу).

2. Настоящие Правила распространяются на воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Министерства обороны, которые производят, обрабатывают, применяют, хранят, транспортируют естественные и искусственные радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений, перерабатывают и обезвреживают радиоактивные отходы. Они являются обязательными при проектировании, строительстве, эксплуатации и реконструкции объектов, предназначенных для работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.


Приказ Министра Внутренних дел от 9 июля 1984 г. N 138, которым объявлены для руководства во внутренних войсках МВД СССР, введенные в действие Приказом Министра обороны СССР N 285 от 8 декабря 1983 года:
- Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений в Советской Армии и Военно-Морском Флоте;
- Перечень видов работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, выполнение которых дает право военнослужащим на дополнительный отпуск, отпуск в связи с особыми условиями службы и сокращенный рабочий день;
- Перечень видов работ с радиоактивными веществами, выполнение которых дает право военнослужащим на бесплатное получение лечебно-профилактического питания;
- Указания о порядке предоставления дополнительного отпуска, отпуска в связи с особыми условиями службы и сокращенного рабочего дня военнослужащим, работающим с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.


То есть, учитывая все вышеизложенное, для всех привлеченных и фактически допущенных к работам связанным с ликвидацией аварии на ЧАЭС, трудовой договор был фактически заключен. Следует также отметить, что такой договор являлся бессрочным и мог быть расторгнут по письменному заявлению гражданина или по инициативе администрации по основаниям указанным в законе.

Сюда можно добавить доказательную версию, высказанную в свое время Финковым Е.В.
Известно, что принимая во внимание сложную ситуацию, требующую оперативных действий, и во избежание нарушения действующего законодательства, было принято Постановление Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 5 июня 1986 года № 665-195
"Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды".
Пунктом 8 Постановления установлено, что
а) время работы работников, непосредственно занятых на ликвидации последствий аварии и предотвращении загрязнения окружающей среды в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС, засчитывается в трехкратном размере в стаж, дающий право на льготную пенсию по Списку № 1, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173;
б) рабочим и служащим, получившим профессиональное заболевание при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, назначаются льготные пенсии по старости по Списку № 1 независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда;
в) время работы в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС военнослужащим и военным строителям военно-строительных отрядов и частей, а также военнообязанным, призванным на сборы, засчитывается в трудовой стаж и в стаж, дающий право на льготную пенсию по Списку № 1, в трехкратном размере;
г) лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел время работы в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию - один месяц службы за три месяца.

Следует отметить, что данное Постановление полностью отвечает требованиям коллективного договора между представителем работодателей (Совет Министров СССР) и представителем работников (ВЦСПС).

Согласно статье 7 Закона СССР от 17 июня 1983 года № 9500-Х "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями", трудовой коллектив уполномочивает руководство профсоюзной организации подписывать коллективный договор.

Т о есть, в соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях" имеет место Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.
Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений,
Представители работодателей полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Из положений приведенных выше, следует заключить, что все участники работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, без внесения записи в трудовую книжку, изменили место работы (30-ти км. Зона ЧАЭС), условия труда (работа в особо вредных условиях труда – ОВУТ), размер оплаты труда (оплата в ОВУТ с повышающим коэффициентом и применением кратности - Постановление СМ СССР и ВЦСПС от 5 июня 1986 года № 665-195 Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и Распоряжение СМ СССР от 17 мая 1986 г. № 964-pc об установлении кратности оплаты труда).
При этом работники, в т.ч. и военнослужащие, военные строители военно-строительных отрядов и частей, а также военнообязанные, призванные на сборы:
приобрели стаж (в трехкратном размере), дающий право на льготную пенсию по Списку N 1, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173;
при наличии профессионального заболевания при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, приобрели право на льготную пенсию по старости (снижение возраста выхода на пенсию) по Списку N 1 независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда.

Еще один довод по поводу исполнения служебных обязанностей ( обязанностей военной службы).
Приложение №1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2003 г. № 88:
ПЕРЕЧЕНЬ воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 годах.

Что касается краткосрочности участия в указанных работах, то она объясняется получением сверхнормативной (для персонала) дозы облучения, которая могла привести к повреждению здоровья. В 30-ти км. зоне ЧАЭС все работы по ликвидации аварии выполнялись в особо вредных условиях труда (ОВУТ). При этом были значительно превышены все предельно допустимые нормативы по содержанию вредных веществ на рабочих местах и полученным дозам внешнего и внутреннего облучения. Так полученные дозы составляли до 5-ти и более годовых доз для профессиональных работников.

В соответствии с вышеизложенным, нельзя также согласиться с утверждением высказанном в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №7: «Исходя из содержания названных выше норм судам следует иметь в виду, что сам по себе период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может быть отнесен к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения либо возможности изменения специальности, квалификации или должности пострадавшего».
Данный вывод основан только на прочтении Верховным Судом положений статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, и статьи 15 Правил возмещения вреда, без учета фактической ситуации и существовавшего в то время (ликвидация аварии на ЧАЭС) нормативного регулирования.

Доказательства новых условий труда, а также возможности изменения специальности, квалификации или должности и приведены выше.


Нормативные документы регламентировавшие в 1986 – 1989 г.г. обязательства вследствие причинения вреда.

Обязательства вследствие причинения вреда в указанный период регламентировались рядом законодательных и нормативных актов:
Глава 12 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным Советом СССР, 8 декабря 1961 года;
Глава 40 (Раздел III – Обязательное право) Гражданского кодекса РСФСР. Кодекс введен в действие с 1 октября 1964 г. законом РСФСР от 11 июня 1964 года.
Раздел утратил силу с 1 марта 1996 года. - Федеральный закон от 26.01.1996 N 15-ФЗ. Кодекс утратил силу с 1 января 2008 г. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ;

Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. N 690;
Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 12 сентября 1983 г. N 890 «О порядке уплаты взносов на государственное социальное страхование»;

Инструкция о порядке применения Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
Утверждена Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 13 февраля 1985 г. N 50/П-2;

Указания о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах рабочим и служащим, получившим увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей. Утверждены Госкомтрудом СССР, Минздравом СССР и ВЦСПС от 14 августа 1985 г.;

Методические указания "О порядке определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах при освидетельствовании во ВТЭК рабочих и служащих, получивших увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей". Утверждены приказом Минздрава СССР от 5 октября 1985 г. N 123;

В указанный период времени возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем, регулировалось союзным законодательством - в основном Правилами, утвержденными Советом Министров СССР 3 июля 1984 г. N 690, и Инструкцией о порядке их применения, утвержденной Госкомтрудом СССР и ВЦСПС 13 февраля 1985 г.


Кроме того на основании п.6 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 12 сентября 1983 г. N 890
«Предприятия, учреждения, организации обязаны представлять в учреждения Госбанка СССР платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с предъявлением чеков на получение средств для выплаты заработной платы.
Платежные поручения на перечисление страховых взносов исполняются учреждениями Госбанка СССР после удовлетворения требований по заработной плате и приравненных к ней платежей». К приравненным платежам в том числе относились и затраты на лечебно-профилактическое питание.
30 ноя 2012, 01:05
Всем чернобыльцам!!! Вряд ли кто либо знает , о существовании письменного распоряжения Верховного Суда РФ -НР ОСП-2008/1 от 25.01.2008. адресованное - Председателям Верховных Судов республик,краевых, областных , Санкт-Петербугского городского суда за подписью Заместителя Председателя Верховного Суда. Данное письмо обсуждено и одобрено на заседании президиума Верховного Суда РФ 23.01.2008 . Я лично такого не ожидал от наших правосудия , теперь ясно почему чернобыльцы стоят в очередях с одной судебной инстанции к другим судебным инстанциям, прочитав мною данного письма, стало понятно, дать возможность обжалования по выносящим решениям в пользу чернобыльцев , представителям ответчикам так как, они защищают федеральный бюджет, ни какой социальной защищённости инвалидов и вдов чернобыльцев, которые защищали рискуя собственной жизнью этих чиновников, разве бюджет важнее чем здоровья несчастных инвалидов и вдов чернобыльцев, чьи мужья в расцвете жизни отдали свою жизнь, во имя спасения человеческих жизни всего мира, от малого до великого .А мы не можем понять почему, судьями выносятся боязненное и искажённое решения, заниженное решения, толко что прочитал данное письмо и отправляю вам всем, читайте это ужас страшнейшее. Где и чем занимается уважаемые многими чернобыльцами президент Гришин В.Л., также хочу сообщить что, в ГД РФ прошёл первое чтение в изменении чернобыльского закона, но не на пользу чернобыльцев, вдумывайтесь тот резистор о катором идёт речь, это бомба замедленного действия иными словами взорвётся третий Реактор ЧАЭС, поверьте будут отбирать группу инвалидности у всех , кто не заплотить денежки, кто читал и обсуждал данный законопроект, кто видел его , вот Вам и Гришин.
30 ноя 2012, 09:30
Хасан!
Во-первых выложи текст этого распоряжения ВС или дай интернет-ссылку. С удовольствием почитаем.
Во-вторых инициативу Питерских законодателей по поправкам в чернобыльский закон в очередной раз бортанули.
Да и живем мы уже не 2008 году, а почти в 2013. За это время много воды утекло и поменялось много чего. Один из примеров - отказ по 2-м пенсиям одновременно...
P.S. Передавай, при случае, Гришину привет от форумчан-чернобыльцев. :D

В любом человеке есть все человеческое: самое лучшее и самое худшее.
Луи Лавель.
30 ноя 2012, 12:18
Хасан писал(а):
Всем чернобыльцам!!! Вряд ли кто либо знает , о существовании письменного распоряжения Верховного Суда РФ -НР ОСП-2008/1 от 25.01.2008. адресованное - Председателям Верховных Судов республик,краевых, областных , Санкт-Петербугского городского суда за подписью Заместителя Председателя Верховного Суда.

Не наводите панику. Все знают.
В этом письме рекомендовано
"В резолютивной части решения о взыскании названных денежных выплат, помимо указания на удовлетворение иска, на распределение судебных расходов, на сроки и порядок обжалования решения, должно быть указано следующее:
- по ежемесячным выплатам:
"Взыскать с соответствующего органа социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета в пользу (Ф.И.О. истца) начиная с (число, месяц, год) ежемесячную денежную компенсацию в размере (рублей, копеек)";
- по единовременным выплатам:
"Взыскать с соответствующего органа социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета в пользу (Ф.И.О. истца) сумму в размере (рублей, копеек)"

а поскольку ответчик - орган социальной защиты населения и именно он может обжаловать решения судов, но при этом сам ничего не выплачивает, а только подает заявки, то ВС разрешает обжаловать судебные акты Казначейству и Роструду, как основным плательщикам, если они захотят это сделать. Право на обжалование судебных актов прописано в ГПК РФ.
10 окт 2015, 19:28
vlad37 писал(а):
Хасан писал(а):
Всем чернобыльцам!!! Вряд ли кто либо знает о существовании письменного распоряжения Верховного Суда РФ-НР ОСП-2008/1 от 25.01.2008., адресованное - Председателям Верховных Судов республик, краевых, областных, Санкт-Петербугского городского суда за подписью Заместителя Председателя Верховного Суда.
Не наводите панику. Все знают. Право на обжалование судебных актов прописано в ГПК РФ.
Но ведь это правда, что после января 2008 года суды перестали принимать решения в пользу чернобыльцев. Я понимаю, что уже много воды утекло, но может быть кто-нибудь знает примеры судебных решений, принятых в пользу чернобыльцев (по компенсации и ВВЗ) в последние годы (в 2014-м, в 2015-м)?
У нас в Новоуральске примерно две трети чернобыльцев (не инвалидов, не имеющих связь заболеваний с ЧАЭС, просто ликвидаторы 86-87 годов) остались за бортом. До января 2008 года успели проскочить где-то треть ликвидаторов, а затем - как обрезало((
11 окт 2015, 15:06
О каких решениях идет речь и о каких "бортах"? Если можно, поподробнее.
Изображение

В любом человеке есть все человеческое: самое лучшее и самое худшее.
Луи Лавель.

Сообщений: 6 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron