Всем, кто хочет больше узнать о радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» рекомендую книгу - На экологическом фронте. П. И. Сумин.
Здесь приведено Содержание и Введение.

Глава 1. Радиационные аварии на Южном Урале и их последствия для населения и территорий Челябинской области
1.1. Хронология радиационных ситуаций и защитные мероприятия
1.1.1. Производственное объединение «Маяк»: краткая историческая справка. Газоаэрозольные выбросы
1.1.2. 1949—1956 годы: сброс радиоактивных отходов в реку Течу
1.1.3. 1957 год: взрыв ёмкости-хранилища радиоактивных отходов
1.1.4. 1967 год: разнос радиоактивных донных отложений водоёма Карачай
1.1.5. Обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего на радиоактивно загрязнённых территориях
1.2. Медицинские и социально-экономические последствия радиационных аварий
1.2.1. Состояние здоровья населения
1.2.2. Последствия для социальной и производственной сферы пострадавших территорий
1.2.3. Оценка ущерба, нанесённого Челябинской области радиационными авариями

Глава 2. Государственная политика в вопросах преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности населения
2.1. Целевые программы по реабилитации населения и территорий Уральского региона, пострадавших от радиационных аварий на ПО «Маяк»
2.1.1. Историческая справка
2.1.2. Концепция федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»
2.1.3. Организация системы радиационного контроля на территориях, расположенных в зоне влияния ПО «Маяк»
2.1.4. Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию
2.1.5. Социально-экономическая реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению
2.1.6. Агропромышленное производство и лесное хозяйство
2.1.7. Снижение риска возникновения радиационных аварий и катастроф и меры по ликвидации потенциальных источников радиоактивного загрязнения
2.1.8. Международное сотрудничество
2.1.9. Вовлечение населения, общественности и СМИ в решение вопросов по преодолению последствий радиационных аварий
2.1.10. Итоги реализации программы в зеркале общественного мнения
2.2. Социально-психологический статус населения, проживающего в радиоактивно загрязнённых районах
2.2.1. Оценка социально-экономического состояния радиоактивно загрязнённых районов
2.2.2. Социально-психологическое состояние населения
2.3. Российское законодательство по защите граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие аварий на ПО «Маяк»

Глава 3. Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций радиационного характера
3.1. Оценка современной радиационной обстановки на территориях, пострадавших от радиоактивного загрязнения
3.1.1. Загрязнение техногенными радионуклидами пойменной почвы на реке Тече
3.1.2. Динамика изменения радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха
3.1.3. Радиационный мониторинг рек Теча и Караболка
3.2. Современные уровни облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязнённых территориях
3.2.1. Система мониторинга техногенного облучения населения Челябинской области
3.2.2. Уровни радиоактивного загрязнения территорий проживания населения
3.2.3. Результаты наблюдения за объектами внешней среды и продуктами питания
3.2.4. Уровни текущего техногенного облучения населения Челябинской области
3.3. Источники радиационной опасности
3.3.1. Хранилища радиоактивных отходов: специальные промышленные водоёмы ПО «Маяк»
3.3.2. Водоём Карачай
3.3.3. Загрязнение подземных вод в районе озера Карачай
3.3.4. Водоём Старое болото
3.3.5. Теченский каскад водоёмов
Введение
Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».
К числу наиболее экологически неблагополучных территорий Российской Федерации относятся радиоактивно загрязнённые территории, в том числе территории Челябинской, Курганской и Свердловской областей Уральского региона. Значительное радиоактивное загрязнение отдельных регионов России было обусловлено различными причинами: деятельностью ядерных предприятий, авариями на них и атомных электростанциях, испытаниями ядерного оружия и др.
На всех территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в связи с нарушением экономической основы хозяйствования, кризисным положением экономики, усугублением социальных проблем, значительным психоэмоциональным напряжением в последнее десятилетие реализуется комплекс социально-экономических, правовых и других специальных мер, направленных на защиту пострадавшего населения.
Государственная политика Российской Федерации в области правового решения проблем территорий и населения, пострадавших от радиационных воздействий, выполняется по двум основным направлениям:
— разработка и реализация федеральных целевых программ;
— принятие законодательных актов, обеспечивающих социальную защиту граждан.
В Уральском регионе чрезвычайная радиационная ситуация сложилась в основном в связи с многолетней деятельностью производственного объединения «Маяк», в том числе в связи с радиационными авариями и инцидентами, в результате которых произошло радиоактивное загрязнение значительных территорий Уральского региона и облучение повышенными дозами радиации населения, проживавшего на этих территориях.
Так, в 1949—1956 годах в реку Течу было сброшено 76 млн м3 отходов суммарной активностью 2,75 млн Ки. В 1957 году, после взрыва ёмкости, в которой хранились высокоактивные отходы, в окружающую среду было выброшено 20 млн Ки активности, образовался Восточно-Уральский радиоактивный след, причём площадь загрязнённых радионуклидами территорий составила около 23 тыс. км2. В 1967 году вследствие ветрового переноса радионуклидов с береговой полосы озера Карачай, служащего хранилищем жидких радиоактивных отходов, произошло загрязнение прилегающих к ПО «Маяк» территорий суммарной активностью 6000 Ки.
Государство приняло экстренные меры по ликвидации последствий аварийных ситуаций. В частности, на новые места жительства из районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, было переселено около 18 тысяч человек.
В соответствии с постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР и РСФСР, министерств, ведомств и структур областной исполнительной власти в 1950—60-х годах принимались экстренные меры по ликвидации последствий аварийных ситуаций. Однако единой, целенаправленной и долговременной политики по решению проблем радиоактивно загрязнённых территорий и облучённого населения не было. Как известно, принятые тогда меры не были адекватны реальному экономическому ущербу, не обеспечили полной социально/экономической защиты населения и реабилитации загрязнённых территорий.
Для законодательного регулирования данной ситуации объективно понадобились соответствующие правовые нормы. И уже осенью 1990 года на совместном заседании нескольких комитетов Верховного Совета СССР, а позднее на Первом съезде народных депутатов СССР было принято решение, поддержавшее необходимость разработки союзно-республиканских программных документов.
10 сентября 1991 года издано распоряжение Президента РСФСР Б. Н. Ельцина № 39-РП «О мерах по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения в результате деятельности производственного объединения “Маяк” Минатомэнергопрома СССР и защите населения от его воздействия», в котором Совету Министров РСФСР поручалось подготовить проекты государственной программы по радиационной реабилитации и закона о социальной защите граждан.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации была утверждена Государственная программа Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период до 1995 года.
Утверждение указанной государственной программы имело большое значение для решения первоочередных проблем компенсации ущерба, нанесённого социально-экологической сфере региона.
Одновременно в стране разрабатывались государственные (федеральные) программы по реабилитации населения и территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, от последствий испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне.
В 1991 году был утверждён Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленный на защиту прав и интересов граждан, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимали участие в ликвидации её последствий.
Несколько позже (1993) был принят и федеральный закон, призванный защитить интересы и права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии 1957 года на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу.
В настоящей книге вниманию широкой общественности и специалистов представлена информация о радиационных авариях на Южном Урале и их последствиях для населения и радиоактивно загрязнённых территорий, а также оценка современной радиационной обстановки и современные уровни облучения населения пострадавших территорий.
Авторский коллектив выражает признательность сотрудникам учреждений, материалы которых были использованы при работе над настоящей книгой: Уральскому научно-практическому центру радиационной медицины Федерального медико-биологического агентства России, Челябинскому филиалу Института экономики УрО РАН, Институту социально-экономических и региональных проблем Челябинского государственного университета, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области», ГУ «Челябинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ГУ «Объединённый государственный архив Челябинской области», а также ФГУП «Производственное объединение “Маяк”».
Благодарим также В. Бушухина, Ю. Лежина, В. Лурье, С. Мешкова, С. Софьина, А. Чуносова, М. Шапошникова и других журналистов, чьи фотоматериалы представлены в издании.
Книга издана при поддержке губернатора Челябинской области П. И. Сумина.