Участник ликвидации 1988 года, инвалид 2-й группы, призван через военкомат, получал пенсию по инвалидности. В сентябре 2013 года исполнилось 50 лет. Согласно дествующему законодательству имеет право выхода на пенсию с 55 лет, кроме этого, имеет 15 лет трудового стажа по списку № 2 - снижение возраста выхода на пенсию еще на 5 лет. Итого - имеет право на получение трудовой пенсии с 50 лет. ПФР (как всегда) отказал в назначении пенсии. Суд 1-й инстанции - отказал. В апеляционной инстанции решение суда отменено, иск удовлетворен в полном объеме.
Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, в порядке, установленном в ст. 10 Федерального закона от 05 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Возраст выхода на пению не может быть меньше 50 и 45 лет (для мужчин и женщин соответственно, максимальная величина уменьшения возраста выхода на пенсию – 10 лет).
Согласно Постановления Минтруда и соцразвития РФ от 25.03.2002 №21 Об утверждении разъяснения "О порядке применения п.2 ст.31 федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.05.2002г. № 3467 и официально опубликовано в "Российской газете", № 94, 29.05.2002,):
«Закон от 17 декабря 2001г. не регулирует порядок предоставления социальных льгот, в том числе и по снижению пенсионного возраста для отдельных категорий граждан. В связи с этим нормы о снижении пенсионного возраста, предусмотренные преамбулой раздела IV и статьями 30-37 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, №21, ст.699; Собрание законодательства РФ, 1995, №48, ст.4561) и статьей 29 Закона РФ от 19 февраля 1993г. №4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, №16, ст.551), ПОДЛЕЖАТ ПРИМЕНЕНИЮ с 1 января 2002г. КАК НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ Закону от 17 декабря 2001г.»
Данные правовые положения нашли подтверждение в определениях Конституционного Суда РФ № 320-О от 5.11.2002 г., № 107 от 6.03.2003 г., № 2-П от 29.01.2004 г., № 350-0 от 12 июля 2006 года в части правоприменения ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой пенсия по старости назначается с уменьшением на 10 лет. Применительно к гражданам ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. При этом в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение.