Страница 1 из 1

Письмо Минстроя РФ о праве вдов на жилищный сертификат

Добавлено: 13 ноя 2014, 19:48
Ризван
На сайте новостей ФКУ «Объединенная дирекция» в новостях за 12 ноября 2014 г появилось письмо Минстроя РФ за подписью заместителя начальника Бабарицкого А.Н. ( ссылка ):

http://pvgo.ru/attachments/article/709/разъяснения%20по%20МЧ.pdf

из которого следует, что право на получение жилищного сертификата после смерти мужа, НЕ СТОЯВШЕГО ПРИ ЖИЗНИ в очереди на улучшение жилищных условий, имеют только семьи участников ликвидации аварии в 1986-1987 гг., а также потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, а семьи инвалидов-чернобыльцев такого права не имеют .
То есть, если вдова инвалида-чернобыльца обратится за сертификатом впервые после смерти мужа, а муж при жизни на очередь по каким-то причинам не успел встать, то ей в предоставлении сертификата должны отказать. Такой же вдове участника ликвидации аварии в 1986-1987 гг. при аналогичных обстоятельствах сертификат выдадут.

Теперь смотрим, как сформулирован закон: (пункт 2 части 1 и часть 4 ст. 14 Закона):

Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ)

часть 4 ст. 14 Закона:
Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются НА СЕМЬИ, ПОТЕРЯВШИЕ КОРМИЛЬЦА из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, А ТАК ЖЕ НА СЕМЬИ умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 рублей.
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 206-ФЗ)

В своем письме Бабарицкий А.Н. , ссылаясь на определение КС РФ, касающегося ежемесячной денежной компенсации вдове, а также приплетая понятие кормилец к инвалидам-чернобыльцам, чего нет в рассматриваемой части 4 ст. 14 Закона, приходит к странному выводу:
« 2. Обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета семей умерших инвалидов-чернобыльцев по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации допускается только, если инвалид-чернобылец до смерти имел право на получение указанной меры социальной поддержки, то есть был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.»

Я бы мог согласиться с таким выводом (и то спорно), если бы пункт 2 части 1 ст. 14 Закона сохранил свою старую редакцию, действовавшей с 01.01.2005 г по 04.06.2011г :

« 2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;»

В этом случае вдова инвалида-чернобыльца, не стоявшего при жизни на учете, действительно не могла претендовать на сертификат из-за оговорок «вставших на учет до 1 января 2005 года» и «Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;»
Но в нынешней редакции пункта 2 части 1 ст. 14 Закона эти оговорки исчезли. Тогда на чем основан вывод письма Бабарицкого А.Н.?
По моему мнению, это письмо Минстроя РФ следует обжаловать, так как, ссылаясь на это разъяснение , наш Минтруд уже отказал в предоставлении сертификатов нескольким вдовам инвалидов-чернобыльцев, не ставшим при жизни на очередь на улучшение жилищных условий.

Re: Письмо Минстроя РФ о праве вдов на жилищный сертификат

Добавлено: 13 ноя 2014, 19:55
Ризван
Не корректно отобразилась ссылка на письмо. Следует выделить полностью всю строку и вставить в браузер.

Re: Письмо Минстроя РФ о праве вдов на жилищный сертификат

Добавлено: 22 ноя 2014, 13:34
Ризван
А вот мнение КС РФ в вопросе о том, имеют ли право семьи умершего инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на получение мер социальной поддержки, предусмотренные частью 4 ст. 14 Закона (в том числе и по жилью) в том случае, если чернобылец при жизни не был получателем этих мер социальной поддержки (в том числе и по жилью) по причине того, что удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы он при жизни получить не успел, а статус инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС ему был присвоен межведомственным экспертным советом за несколько дней до смерти:

Из резолютивной части определения КС РФ от 16 декабря 2008 г. № 1085-О-П:


« 1. Взаимосвязанные положения части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе сформулированных им ранее правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.»


Так что утверждения заместителя начальника Бабарицкого А.Н. в вышеуказанном письме (уже опубликовано в Консультанте плюс ) о том, что:

« 2. Обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета семей умерших инвалидов-чернобыльцев по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации допускается только, если инвалид-чернобылец до смерти имел право на получение указанной меры социальной поддержки, то есть был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.»

противоречат правовой позиции КС РФ.

Re: Письмо Минстроя РФ о праве вдов на жилищный сертификат

Добавлено: 22 ноя 2014, 13:36
Ризван
Выкладываю текст определения КС РФ от 16 декабря 2008 г. № 1085-О-П


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П

ПО ЖАЛОБЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ГРАЖДАНКИ КОЛКОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ
СТАТЬИ 14 И ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 15 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ
ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,

установил:

1. В жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки В.Е. Колковой оспаривается конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":
части четвертой статьи 14, в соответствии с которой ряд мер социальной поддержки, предусмотренных частью первой данной статьи, распространяется на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье;
части четвертой статьи 15, предусматривающей, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 данного Закона (граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 - 1987 и 1988 - 1990 годах), выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления.
Как следует из представленных материалов, гражданин В.В. Колков, не имевший на момент освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы документа, подтверждающего причинную связь его заболевания с радиационным воздействием, был признан инвалидом вследствие общего заболевания. Российский межведомственный экспертный совет, куда он обратился за получением такого документа, вынес соответствующее решение 19 октября 2006 года. 24 октября 2006 года В.В. Колков умер, не успев получить удостоверение, подтверждающее право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки. Причинная связь его смерти с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлена решением Российского межведомственного экспертного совета от 10 мая 2007 года.
Управление социальной защиты населения Брянской области отказало его вдове В.Е. Колковой в выдаче удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки, а Советский районный суд города Брянска решением от 13 декабря 2007 года отказал в удовлетворении ее исковых требований о выдаче удостоверения. Определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда кассационная жалоба В.Е. Колковой оставлена без удовлетворения, а решение Советского районного суда города Брянска - без изменения.
По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, оспариваемые в жалобе законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, ограничивают право членов семьи инвалида, который умер вследствие лучевой болезни или других заболеваний, вызванных воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и которому соответствующее удостоверение не выдавалось, на получение мер социальной поддержки, а потому противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 7, 15 (часть 4), 15 (часть 4), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42.
2. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует конституционно-правовая обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.
В результате экстраординарной по своим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Названные права были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым и обусловил возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).
В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.
Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки. Названная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 960-О-П). В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.
3. По смыслу части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены 8 декабря 2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения. Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.
В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 - в системной взаимосвязи с частью пятой статьи 15 и частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также с учетом положений, закрепленных в пункте 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и четвертой статьи 71, частями первой и второй статьи 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Взаимосвязанные положения части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе сформулированных им ранее правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Признать жалобу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
3. Правоприменительные решения по делу гражданки Колковой Валентины Евгеньевны, основанные на положениях части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
4. Настоящее Определение окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

Re: Письмо Минстроя РФ о праве вдов на жилищный сертификат

Добавлено: 04 дек 2014, 22:45
Ризван
Генеральному прокурору Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации направлено обращение общественной организации «Союз Чернобыль» г. Махачкалы по поводу нарушения права на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета членов семей умерших инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, которые до своей смерти не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Re: Письмо Минстроя РФ о праве вдов на жилищный сертификат

Добавлено: 05 мар 2015, 12:14
Ризван
Направлено обращение общественной организации «Союз Чернобыль» г. Махачкалы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации по поводу нарушения права на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета членов семей умерших инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, которые до своей смерти не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (смотреть ниже).

Из Аппарата Уполномоченного по правам человека Российской Федерации получена отписка (смотреть ниже).

Как следует из ответа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обращение направлено в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ( т.е., в орган, на который была подана жалоба ) и, в части, касающейся вдов, в Прокуратуру Республики Дагестан – ответ пока не получен .

Получен ответ из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (смотреть ниже), из которого так и осталось непонятно – почему если инвалид вследствие чернобыльской катастрофы имел право на получение жилья, но этим правом при жизни по каким-то причинам не воспользовался, то этого права лишается и его вдова. А в случае с вдовами участников ликвидации аварии в 1986-87 г.г. это право сохраняется.
При этом, было объявлено, что приводимые в обращении доводы демонстрируют неспособность охватить весь объем правовой нормы целиком, что неизбежно приводит к некорректному применению норм права. Но в чем ошибочность приведенных в обращении доводов Минстрой РФ в своем письме умалчивает. Т.е., знаем, но никому не скажем.

Будем ждать ответа из Прокуратуры Республики Дагестан и далее будем действовать по обстоятельствам

Re: Письмо Минстроя РФ о праве вдов на жилищный сертификат

Добавлено: 05 мар 2015, 12:16
Ризван
Обращение общественной организации «Союз Чернобыль» г. Махачкалы


Генеральному прокурору Российской Федерации
Чайке Юрию Яковлевичу
адрес: 125993, ГСП-3, Россия, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
Памфиловой Элле Александровне
адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47


Обращение общественной организации «Союз Чернобыль» г. Махачкалы по поводу нарушения права на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета членов семей умерших инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, которые до своей смерти не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.


На официальном сайте ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации http://pvgo.ru в разделе «Новости» за 12.10.2014 года в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за предоставление жилищных сертификатов льготным категориям граждан, опубликовано письмо № АЗ/04-1284 от 12.11.2014 года за подписью Заместителя начальника Бабарицкого А.Н., в котором приводится разъяснение по вопросу предоставления государственных жилищных сертификатов членам семей (в том числе и вдовам) умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, которые до своей смерти не обращались в уполномоченные органы для признания их нуждающимися в улучшение жилищных условий (полный адрес: http://pvgo.ru/attachments/article/709/разъяснения%20по%20МЧ.pdf – копия прилагается, опубликовано также в Консультанте плюс).
Как следует из этого разъяснения , ФКУ "Объединенная дирекция» Минстроя России, не ставя под сомнение право на улучшение жилищных условий путем предоставления жилищного сертификата членам таких семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой , а также членам таких семей умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, приходит к ошибочному выводу о том, что члены таких семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы такого права не имеют (цитата):
«Обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета семей умерших инвалидов-чернобыльцев по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации допускается только, если инвалид-чернобылец до смерти имел право на получение указанной меры социальной поддержки, то есть был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.»

Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах и инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также приравненным к ним иным гражданам гарантировано право на улучшение жилищных условий путем предоставления жилищных сертификатов. В случае их смерти закон это право распространяет на вдов и членов их семей без каких-либо ограничений.
Так, инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС пунктом 2 части первой статьи 14 настоящего Закона предусмотрено:
«Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ)»

Семьям умерших инвалидов частью четвертой статьи 14 настоящего Закона предусмотрено:
«Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а так же на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 рублей. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 206-ФЗ)»

Участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах пунктом 1 части первой статьи 15 настоящего Закона предусмотрено:
«Статья 15. Возмещение вреда и меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются:
1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ)»

Семьям умерших участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах частью второй статьи 15 настоящего Закона предусмотрено:
«Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.»

Как видно из вышеприведенных положений закона, право на улучшение жилищных условий в равной мере распространяется как на членов семей умерших участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, так и на членов семей умерших инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС , независимо от того, были ли все они до своей смерти признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Иное толкование вышеприведенных положений закона, данное ФКУ "Объединенная дирекция» Минстроя России, не наделенного полномочиями официального толкования нормативных правовых актов, о чем им самим упомянуто в письме, противоречит толкованию этих положений закона Конституционным Судом Российской Федерации, выявившим конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 настоящего Закона в Определении от 16 декабря 2008 года № 1085-О-П по жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (текст прилагается).
Как следует из мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года, право членов семьи умершего инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на получение мер социальной поддержки, предусмотренные частью 4 ст. 14 Закона (в том числе и право на улучшение жилищных условий ) сохраняется за ними даже в том случае, если чернобылец до своей смерти не был и не мог быть получателем этих мер социальной поддержки (в том числе: не состоял в льготной очереди на улучшение жилищных условий, не был признан участником подпрограммы) по причине того, что удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, подтверждающее право на эти меры социальной поддержки, он при жизни получить не успел, а статус инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС ему был присвоен Российским межведомственным экспертным советом, куда он успел обратиться, за несколько дней до его смерти.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части Определения от 16 декабря 2008 года (цитата):
« 1. Взаимосвязанные положения части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе сформулированных им ранее правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.»

Таким образом, толкование, данное Конституционным Судом Российской Федерации части четвертой статьи 14 настоящего Закона в Определении от 16 декабря 2008 года № 1085-О-П является обязательным как для "Объединенной дирекции» Минстроя России, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за предоставление жилищных сертификатов. При этом, другим Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 года № 1993-0, на которое ссылается в своем письме ФКУ "Объединенная дирекция» Минстроя России, как это следует из его резолютивной части, конституционно-правовой смысл ни части четвертой статьи 15, ни каких-либо иных законоположений не выявлялся. И ошибочные выводы ФКУ "Объединенная дирекция» Минстроя России основаны на вольном толковании его мотивировочной части.

Между тем, в Республике Дагестан имеют место случаи отказа в предоставлении жилищных сертификатов членам таких семей умерших инвалидов уже в июне-августе 2014 года, что свидетельствует о том, что свою позицию по этому вопросу ФКУ "Объединенная дирекция» Минстроя России распространило в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации ранее срока официального опубликования своего письма.
Так, Министерством труда и социального развития Республики Дагестан (далее-Минтруд РД) было отказано в предоставлении жилищного сертификата Бекмурзаевой Сувсарханум Гусейхановне - вдове умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы Галимова Ибрагима Абакаровича с указанием причины, что покойный супруг не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий ( копии письма Минтруда РД от 15.07.2014 г. №11-13/862, удостоверения, свидетельства о браке и справки МСЭ прилагаются).
Также Минтрудом РД было отказано в предоставлении жилищного сертификатов Галимовой Зухре Абакаровне - вдове умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы Яхияева Камальтина Яхияевича с указанием, в числе прочих, аналогичной причины, что покойный супруг не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий ( копии письма Минтруда РД от 14.08.2014 года № 14-11-11/5281, удостоверения, свидетельства о браке и справки МСЭ прилагаются) .
Можно предположить, что и в других субъектах Российской Федерации имеют место аналогичные случаи. С учетом того, что целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы предполагается продлить до 2020 года (смотреть поручение Президента Российской Федерации Минстрою России от 18.09.2014 года № Пр-2250 , поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25.09.2014 года № ДМ-П9-7244р), такие случаи будут иметь место и в будущем.
Принимая во внимание, что действиями должностных лиц ФКУ "Объединенная дирекция» Минстроя России и должностных лиц органов исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации нарушается право на улучшение жилищных членов семей всех умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, которые до своей смерти не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, общественная организация «Союз Чернобыль» г. Махачкалы просит Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации принять в пределах своих полномочий меры, направленные на восстановление нарушенных прав этой категории граждан. О принятых мерах прошу сообщить по вышеуказанному адресу.


Председатель общественной организации Исмаилов Салих Аллахвердиевич. «Союз Чернобыль» г. Махачкалы
Приложение: 1) Копии документов вдовы Бекмурзаевой С.Т. на 5 листах.
2) Копии документов вдовы Галимовой З.А на 7 листах.
3) Копия текста Определения КС РФ от 16 декабря 2008 года № 1085-О-П.
4) Копия письма ФКУ "Объединенная дирекция» Минстроя России от 12.11.2014 года.

Re: Письмо Минстроя РФ о праве вдов на жилищный сертификат

Добавлено: 05 мар 2015, 12:18
Ризван
Ответ из Аппарата Уполномоченного по правам человека Российской Федерации
АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
101000, Москва, Мясницкая ул., дом 47 тел. 607-18-54, факс 607-39-77

№ 12 февраля 2015 г.

Председателю общественной организации
«Союз «Чернобыль» г. Махачкалы
Исмаилову С.А.
367000 г. Махачкала, пр-т Р.Гамзатова, д. 97

Уважаемый Салих Аллахвердиевич!

В связи с Вашим обращением по поводу защиты жилищных прав членов семей умерших чернобыльцев, по поручению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, на основании п.п. 2 п. 1 ст. 20 Федерального конституционного закона «Об Упол-номоченном по правам человека в Российской Федерации», сообщаем следующее.
Решения и действия (бездействие), касающиеся обеспечения жильем указанных лиц в ином порядке, чем это предусмотрено, в частности, п. 2 части первой, частью четвертой ст. 14, частью второй ст. 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подверг-шихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.96 № 505 «Об обеспечении жилищными сертификатами граждан Российской Федера-ции, ставших инвалидами, и семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий», могут быть оспорены в соот-ветствующем вышестоящем органе и (или) в суде.
Также в суде, с учетом положений ст. 125 Конституции Российской Федерации, ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть оспорены со-ответствующие нормативные правовые акты.
Законы и иные нормативные правовые акты, не измененные или не отмененные на осно-вании соответствующих судебных постановлений, могутбыть изменены либо отменены в ходе обычной нормотворческой деятельности, в том числе по результатам обращений при реализации права, гарантированного ст. 33 Конституции Российской Федерации.

Приложение: на 9 листах.

Начальник отдела защиты
медико-социальных прав человека А.Л. Легин

Re: Письмо Минстроя РФ о праве вдов на жилищный сертификат

Добавлено: 05 мар 2015, 12:21
Ризван
Ответ из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНСТРОЙ РОССИИ)
Садовая-Самотечная ул., д. 10/23, строение 1, Москва, 127994 тел. (495) 734-85-80, факс (495) 734-85-90

Председателю Общественной организации «Союз-Чернобыль» г.Махачкалы Республики Дагестан
Исмаилову С.А.
Пр-т Расула Гамзатова, д. 97, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000



Уважаемый Салих Аллахвердиевич!
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. № 72/1-2024-14 рассмотрело Ваше обращение по вопросу необоснованности правовой позиции ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России в отношении порядка и условий жилищного обеспечения за счет средств федерального бюджета семей умерших (погибших) инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и по существу поставленных вопросов сообщает.
Минстрой России считает возможным. согласиться с позицией ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России (письмо от 12 ноября 2014 г. № АЗ/04-1284), по вопросу порядка и условий жилищного обеспечения за счет средств федерального бюджета семей умерших (погибших) инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по следующим основаниям.
от
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N« 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», решение (определение) Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Доводы, изложенные в письме ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России (далее - Письмо), четко коррелируются с позицией, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1993-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки А. Ф. Гречишкиной на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на которое в Вашем обращении присутствует ссылка.
Содержание письма не противоречит определению Конституционного суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1993-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки А. Ф. Гречишкиной на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ни в какой части. Юридическая техника документа соблюдена, логические несоответствия или неточности в правовых суждениях отсутствуют, дано пояснение, касательно целевого назначения документа (письмо является позицией ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России и носит информативный характер).
В Вашем обращении присутствуют выдержки из Письма, указанного определения Конституционного суда Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», верные по содержанию, но неверно истолкованные.
Нормы права, регулирующие обеспечение жильем отдельных категорий граждан, являются сложными составными императивными нормами, применяемыми на практике и приобретающими юридическую силу только при комплексном рассмотрении всех составляющих одновременно.
Приводимые в обращении доводы демонстрируют неспособность охватить весь объем правовой нормы целиком, что неизбежно приводит к некорректному применению норм права.
В этой связи, Минстрой России считает необходимым сообщить, что для получения жилья гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные "с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы (в случае их смерти правило распространяется на членов их семей) необходимо соблюдение условия нуждаемости в жилом помещении.
Одним из оснований для признания гражданина нуждающимися в улучшении жилищных условий является необеспеченность учетной нормой площади жилого помещения.
Наличие у гражданина права на дополнительную жилую площадь самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в улучшейии жилищных условий не является
Заместитель директора Правового департамента
Н.В. Чуйкова
Исп. С.А. Никитина
Тел. +7(495)734-80-85 доб. 61029