Судебный разворот. https://zakon.ru/blog/2016/02/25/sudebnyj_razvorot Очередной разворот в позиции Верховного суда РФ. И почему-то в числе пострадавших опять, наименее защищенный субъект чернобыльских правоотношений – вдовы участников ликвидации аварии на ЧАЭС. Определением от 25 января 2016 г. № 5-КГ15-125, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Пчелинцевой Л.М., судей Жубрина М.А. и Кириллова В.С. лишила вдову инвалида, умершего в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Тем самым Верховный суд РФ дал старт, нового негативного поворота в положительной судебной практике, существовавшей с 08.07.2011г., по данной категории дел. При этом, следует отметить полное отсутствие в этот период времени, каких-либо изменений законодательной и нормативной базы по данному вопросу.
И если убрать такие критерии оценки материалов дела, как наличие законодательных и иных норм права, то остается коллегиальное собственное убеждение нового состава Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.
Конечно, можно бы не обращать внимания на решение, вынесенное в отношении какого-то конкретного гражданина, если бы не одно но.
Несмотря на то, что решения Президиума или Судебной Коллегии ВС РФ не носят обязательного характера для нижестоящих судов, вместе с тем известно, что они играют существенную роль в формировании судебной практики, ее стабильности и относительной устойчивости.
При этом районным и региональным судам не понятно, как быть с конкретными решениями ВС РФ, особенно в случаях их противоречия уже сформировавшейся практике. Брать за основу, значит признать наличие судебного прецедента, что совершенно недопустимо. Если не принимать во внимание, то в соответствии с уже принятым решением все последующие, и ему противоречащие решения судов соответствующей инстанции, могут быть опротестованы и отменены в соответствии с разъяснением указанного органа. И в результате на местах, все же складывается, фактически прецедентная, судебная практика
Предыстория вопроса.Определением от 28.01.2008 N 18-В07-113 Верховный Суд РФ ограничил право вдов чернобыльцев на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, сформировав новую судебную практику.
Из решения суда: «Дело по иску о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ее индексации и взыскании долга передано для рассмотрения по существу в президиум краевого суда, так как Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, данное право не распространяется на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы при их жизни».
Постановлением Правительства РФ от 24.09.2010 N 751 в "Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", был введен ряд уточнений и изменений, в связи с чем, не сразу, но все же изменилась практика судов общей юрисдикции по данной проблеме. Последнее отрицательное решение - Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2011 N 18-В11-27.
Не прошло и месяца Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации меняет свою позицию (Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2011 N 18-В11-41).
Из Определения ВС РФ: «…рассмотрела в судебном заседании 8 июля 2011 г. гражданское дело по иску Лымарь В.С. к Управлению социальной защиты населения в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности по надзорной жалобе Управления социальной защиты населения в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 8 сентября 2010 г., которым исковые требования удовлетворены, и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 октября 2010 г., которым указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила, что Иск о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности удовлетворен правомерно, так как установлено, что ежемесячная денежная компенсация распространяется и на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки».
(Эта тема, в свободном стиле была затронута в публикации на портале Закон.ру).
Указанная судебная практика не менялась вплоть до 25 января 2016 года.
Законодательство и нормативные документы регулирующие вопросы предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семьи чернобыльцев.Пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотрено, что гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалидам, вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.
Частью четвертой статьи 14 данного Закона установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 4, Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1).
В данное Постановление, для исключения произвольного толкования судами положений части четвертой статьи 14 данного Закона, Постановлением Правительства РФ от 24.09.2010 N 751 был введен ряд уточнений и изменений. Ниже приведена сравнительная таблица двух редакций Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 907.
Анализ Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2016 г. № 5-КГ15-125Судом установлено и следует из материалов дела, что Мелентьева Г.Ф. является вдовой умершего 16 ноября 2000 г. Мелентьева Г. А., являвшегося инвалидом вследствие заболевания, связанного с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Причина смерти Мелентьева Г.А. связана с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При жизни Мелентьев Г.А. пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 или Закон), в том числе являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Мелентьевой Г.Ф., суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 и пунктом 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходил из того, что поскольку супруг Мелентьевой Г.Ф., инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, при жизни являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, то у Мелентьевой Г.Ф. в связи со смертью супруга также возникло право на получение данной меры социальной поддержки. Суд указал на то, что истец, как супруга, является членом семьи Мелентьева Г.А. - инвалида I группы, умершего по причине, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, следовательно, она относится к числу граждан, которым выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров осуществляются в соответствии с названными Правилами с учетом внесенных в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 751, вступивших в силу с 12 октября 2010 г.
На основании данного вывода суд признал незаконным отказ ответчика назначить Мелентьевой Г.Ф. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Ссылаясь на пункт 6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд обязал ответчика - Управление социальной защиты населения района «Коньково» Юго-Западного административного округа г. Москвы назначить и выплачивать Мелентьевой Г.Ф. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров начиная с марта 2014 года, то есть с месяца, следующего за месяцем подачи ею заявления о назначении данной выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
По мнению Судебной коллегии в данном деле судами первой и апелляционной инстанций, удовлетворившими исковые требования вдовы, допущен ряд существенных нарушений норм материального права.
Из определения Судебной коллегии:
«Согласно пункту 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа названных в пункте 2 части 13 Закона), гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб.
В данной норме Закона определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров: сами граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (среди них инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), и не достигшие 14-летнего возраста дети, проживающие с ними. Другие члены семьи указанных граждан не названы в качестве субъектов, имеющих право на такую компенсацию.
В спорных правоотношениях, установленных судом по делу, Мелентьева Г.Ф. имеет статус вдовы Мелентьева Г.А. - инвалида I группы, умершего по причине, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поскольку право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, при их жизни, соответственно, оно не распространяется на них и после смерти инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы».
И далее:
«Частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7, 8, 12-15 части первой названной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье. Из содержания приведенной правовой нормы следует, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1, распространяются на членов его семьи в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки».Побуквенное изучение содержания статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1, говорит о полном отсутствии такого ограничения. Данный вывод подтверждается смысловым анализом (приведен в Приложении к данной публикации). Более того, следуя логике рассуждений Судебной коллегии, можно прийти к следующему выводу: Если нормы права, предусмотренные пунктами 2,3, 8, 12, 13, 15 части первой статьи 14, предусматривали косвенное присутствие в качестве субъекта правоотношений членов семьи при жизни получателя социальной поддержки (п.13 – усеченный вариант семьи, в виде ребенка и усопшего), то как быть с пунктами 7 и 14 указанной статьи.
Ведь согласно п. 7 «преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации» и п. 14 «преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме», при жизни получателя социальной поддержки, на членов семьи не распространялись.
В результате, с одной стороны:
Частью четвертой статьи 14 данного Закона установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 7, 14 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
С другой стороны, следуя логике рассуждений Судебной коллегии, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 7, 14 части первой настоящей статьи на членов семьи не распространяются.
То есть, в данном случае, при наличии правовой нормы отсутствует субъект правоотношений.Из определения Судебной коллегии:
«Неправильно истолкованы судами первой и апелляционной инстанций и положения пункта 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В пункте 1 Правил перечислены лица, которым выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (далее также - компенсация). Жены и вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, в их числе не указаны».В пункте 1 Правил действительно перечислены лица, которым выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров. В их числе
граждане, указанные в части четвертой статьи 14 Закона, а именно, семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Перечислять всех членов семьи в данном законе нет необходимости, поскольку семейные отношения регулируются иными законодательными актами.
Согласно статье 2 Семейного кодекса РФ, членами семьи являются:
супруги, родители и дети. Классики цивилистики определяют семью, как минимум, союзом лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих.
Из определения Судебной коллегии:
«С учетом того, что в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров выплачивается гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного закона, а также детям этих граждан, проживающим с ними и не достигшим 14-летнего возраста, в целях соблюдения прав детей на компенсацию после смерти кормильца из числа указанных граждан постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 751 в пункт 1 Правил были внесены соответствующие изменения, касающиеся выплаты компенсации семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 751 круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, по сравнению с пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 не расширялся, как полагали суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора».Согласно п. 1. «Настоящие Правила определяют …порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (далее - компенсация): гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, а также
гражданам, указанным в части четвертой статьи 14 Закона, - в размере 300 рублей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.09.2010 N 751)».
Граждане, указанные в части четвертой статьи 14 Закона они же члены семьи умершего чернобыльца и они же по мнению Судебной коллегии,
проживающие с ним дети, не достигшие 14-летнего возраста. Простая логическая операция замещения, превращает п. 1 Правил в бессмысленную тавтологию.
С учетом позиции Верховного суда РФ, содержание данного пункта изменится следующим образом:
п. 1 Настоящие Правила определяют …порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (далее - компенсация): гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, и
проживающим с ними детям,
не достигшим 14-летнего возраста,
а также проживающим с ними детям,
не достигшим 14-летнего возраста, - в размере 300 рублей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.09.2010 N 751)».
Не думаю, что в правовом управлении Правительства РФ работники такой низкой квалификации, чтобы не заметить такую несуразность. Отсюда вывод, в данном случае имелись ввиду и другие члены семьи.
Из определения Судебной коллегии:
«Изменениями, внесенными данным постановлением в пункт 2 Правил, дополняющими перечень документов, на основании которых назначается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, не предусмотрено представление членами семьи умершего кормильца (а именно вдовой (вдовцом) заверенной копии свидетельства о браке, что являлось бы подтверждением того, что компенсация выплачивается в том числе и вдовам (вдовцам) граждан, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1».Свидетельство о браке не является документом, дающим право на меры социальной поддержки. Для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление, к которому прилагаются соответствующие документы, в числе которых - заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки.
В соответствии с п.5 Приказа МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 (ред. от 27.06.2012) «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Члены семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для оформления и получения удостоверения обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
- удостоверение умершего гражданина, выданное ранее либо в соответствии с настоящим Порядком (при отсутствии удостоверения один или несколько документов из личного дела умершего гражданина, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, а при их отсутствии в деле - из перечисленных в пункте 6 настоящего Порядка);
- паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, свидетельство о рождении);
- свидетельство о браке;
- свидетельство (свидетельства) о смерти.
Указанное удостоверение, в числе других документов прилагается вдовой к заявлению для получения ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров
Указанные несоответствия и нестыковки выявленные в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации позволяют сделать вывод, что указанное Определение не должно послужить основанием к появлению нового витка изменения судебной практики. В связи с чем необходимы разъяснения позиции ВС РФ, хотя бы на уровне президиума.
Приложение. Смысловой анализ содержания текста нижеуказанного предложения:
«…меры социальной поддержки, распространяются
на семьи умерших
инвалидов, на
которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье».
Семья – неодушевленное существительное. В тексте множественное число, винительный падеж.
Инвалид – одушевленное существительное. В тексте множественное число родительный падеж.
Которых - относительное местоимение. В тексте, как видно из нижеприведенной таблицы, оно связано с существительным «инвалид» в родительном падеже
Со словом семья в винительном падеже, как видно из нижеприведенной таблицы могло быть связано только относительное местоимение «которые»
Отсюда можно скачать файл в формате PDF:
https://yadi.sk/i/Jdpem4_FpZGdL