Статья: Защита в судебном порядке прав социально незащищенных категорий граждан
(Токтаньязов А.Б.)
("Законность", 2015, N 10)

Прокуратурой Ставропольского края на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением жилищных прав граждан, в ходе которого особое внимание уделяется защите прав граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке (инвалиды, ветераны, многодетные семьи и др.).
В ходе осуществления надзорных мероприятий выявлены нарушения конституционных прав граждан на жилище при исполнении публичных обязательств в социальной сфере.
Так, Законом Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" (далее - Закон N 72-кз) определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. К ним отнесены признанные нуждающимися в жилых помещениях жертвы политических репрессий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалиды, ветераны ВОВ, многодетные родители, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет. Всего таких граждан в Ставропольском крае более 8000 человек.
Вместе с тем фактически Закон N 72-кз длительное время не действовал, поскольку финансирование соответствующих расходов приостанавливалось путем принятия нормативных правовых актов. В последний раз Законом Ставропольского края от 10 декабря 2013 г. N 111-кз действие Закона N 72-кз приостановлено до 2017 г.
Действительно, законодательство Российской Федерации предусматривает возможность приостановления действия отдельных положений законов, не обеспеченных финансовыми средствами на их реализацию.
Например, п. 6 ст. 192 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств РФ, Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Порядок составления и рассмотрения проектов бюджетов Ставропольского края определяется Законом Ставропольского края от 19 ноября 2007 г. N 59-кз "О бюджетном процессе в Ставропольском крае", ч. 3 ст. 21 которого предусмотрены аналогичные положения.
Вместе с тем, несмотря на наличие у законодателя права приостанавливать финансирование некоторых расходов, принятие такого решения зависит от множества факторов, оно должно быть мотивированным и оправданным, на что неоднократно указывалось Европейским судом по правам человека, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ.
Сложность возникшего спора заключалась в отсутствии в законодательстве прямого запрета на неоднократность приостановления действия взятых на себя органами власти публичных обязательств.
Однако эти факты нарушают общепризнанные нормы международного права и конституционные принципы, согласно которым решение вопросов по предоставлению жилых помещений жилищного фонда субъекта Федерации по договорам социального найма не может быть произвольно приостановлено, ограничение прав граждан должно быть конституционно оправдано.
Неотложные социальные нужды в сравнении с требованиями чисто имущественного характера являются приоритетными, и отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для неисполнения обязательств государства; длительное неисполнение государством принятых на себя обязательств расценивается как воспрепятствование осуществлению права; приостанавливая действия положений законодательства, государство ставит граждан в положение неопределенности, что недопустимо.
Кроме того, отсутствие обеспечения нуждающихся граждан жильем подрывает основы демократического правового государства, где должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства; ограничение прав граждан должно предусматривать механизм соответствующего возмещения, объем которого не должен уменьшаться.
В целях обеспечения конституционного права граждан на жилище прокуратура Ставропольского края подала в Ставропольский краевой суд заявление о признании п. 13 ст. 2 Закона Ставропольского края от 10 декабря 2013 г. N 111-кз, которым действие ст. 6 Закона N 72-кз приостановлено до 1 января 2017 г., недействующим со дня вступления в законную силу.
Однако 3 июня 2014 г. в удовлетворении указанного заявления было отказано. По мнению Ставропольского краевого суда, приостановление действия ст. 6 Закона N 72-кз обеспечивает сбалансированность бюджета Ставропольского края и не нарушает права и интересы граждан, поскольку не лишает их права быть поставленными на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе с учетом фактического непредоставления жилья.
Не согласившись с решением краевого суда, прокуратура Ставропольского края обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ с апелляционным представлением.
Определением Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. решение Ставропольского краевого суда от 3 июня 2014 г. отменено, заявление прокурора удовлетворено, п. 13 ст. 2 Закона N 111-кз признан недействующим со дня вступления в силу.
Верховный Суд РФ указал, что дефицит бюджета не может служить основанием для утраты нуждающимися гражданами права на предоставление им мер социальной поддержки, поскольку регулирование бюджетных отношений должно осуществляться с учетом конституционных принципов и критериев. Возможность стать на соответствующий учет фактически теряет свою значимость при условии неисполнения закона о предоставлении жилых помещений.
В связи с этим прокуратурой края скорректирована надзорная деятельность с учетом сформулированного Верховным Судом РФ принципа, согласно которому у органов власти нет права неоднократно и необоснованно приостанавливать действия законов.