КАС РФ - особенности рассмотрения дел в суде

Публикации по правовым вопросам близким к тематике форума. Консультации по правоприменению чернобыльского и иного законодательства, а также по вопросам вопросам судебной практики.

Сообщение
Автор
09 июн 2016, 23:31
Наговицыну Юрию и всем остальным, кому есть что сказать по нижеприведенной проблеме.

Еще в гостевой Панова-Коваленко мы с вами обсуждали вопрос о возможности обжалования гражданами незаконных действий должностных лиц в порядке искового производства в случае пропуска 3-месячного срока, установленного гл. 25 ГПК РФ подраздела 3 (в редакции, действовавшей до вступления в силу КАС РФ с 15.09.2015 г.).
Напомню, вы тогда высказали интересную идею: пропуск гражданами 3-месячного срока, установленного гл. 25 ГПК РФ, дававшей ряд преимуществ гражданам в суде в споре с должностными лицами по сравнению с исковым производством ( рассмотрение заявления гражданина судом в течении 10 дней, а не 2-х месяцев; доказывание законности своих действий возлагается на должностное лицо, а не на гражданина; суд истребует доказательства по своей инициативе и т.д. ) не лишает этих граждан возможности обратиться в суд об обжаловании незаконных действий должностных лиц в порядке искового производства в течении срока исковой давности 3 года ( в этом случае они теряют все вышеназванные преимущества ). В противном случае будет нарушен конституционный принцип равенства всех перед законом и судом.
С 15.09.2015 г. действует КАС РФ, куда перекочевали гл. 25 и другие главы подраздела 3 ГПК РФ. Как по вашему, возможно ли в настоящее время обжаловать незаконные действия должностных лиц в порядке искового производства в случае пропуска 3-х месячного срока, установленного КАС РФ ( с потерей преимуществ, которые дает КАС РФ) ), ссылаясь на тот же конституционный принцип ?
Вопрос возник в связи с тем, что вдова инвалида-чернобыльца пропустила без уважительной причины 3-х месячный срок на обжалование незаконных действий должностных лиц, на что указал суд, удовлетворивший административный иск в части. Предстоит апелляционное обжалование.
Кстати, предыдущая редакция ГПК РФ позволяла обжаловать незаконные действия должностных лиц в порядке искового производства в случае, если имелся спор о праве. Т.е., в течении срока исковой давности 3-х лет. Это была своего рода лазейка, которая позволяла по таким делам при пропуске 3-х месяцев требовать рассмотрение дела в порядке искового производства. В КАС РФ эта норма не попала, т.е., и при наличии спора о праве обжалование незаконных действий должностных лиц сейчас ведется по КАС РФ.
10 июн 2016, 00:44
Один из вариантов: Пользуясь тем, что в обычной жизни нет ограничения на повторное обращение в госорганы, несколько изменив или добавив что-то еще, вновь обратиться. И течение срока на обжалование начнется с нуля. Следует также учесть, что в муниципальных и государственных органах вряд ли кто-то следит за тем - обращался гражданин или нет.
10 июн 2016, 12:03
Эта схема не всегда срабатывает. Например, если сейчас гражданина исключат из числа участников подпрограммы и по прошествии 3-х месяцев ( ч. 1 ст. 219 КАС РФ) он не сможет доказать уважительность причин пропуска установленного срока на обжалование незаконных на его взгляд действий должностных лиц, то он уже лишается вообще права на обращение в суд, так как такие дела сейчас рассматриваются только по нормам КАС РФ. А редакция ГПК РФ до 15.09.15 г позволяла в таких случаях обращаться в суд с исковым заявлением в течении срока исковой давности, а не по гл. 25 ГПК РФ в течении 3 месяцев, так как всегда можно было доказать, что в этом деле имеется в спор о праве (судьи в этих вопросах «плавали» и особо не сопротивлялись). Вот поэтому я и ищу выход из ситуации – как обойти 3-месячный срок в условиях, когда такой срок установлен КАС РФ, в том числе и для дел, где имеется спор о праве и есть ли возможность рассмотрения таких дел в порядке искового производства.
10 июн 2016, 18:21
Ризван, а какие именно незаконные действия должностных лиц обжаловала вдова?
10 июн 2016, 22:07
Юрию.В 2012 году ее мужа по надуманным основаниям исключили из числа участников подпрограммы. В 2014 году, после вмешательства нашей общественной организации, восстановили, но дату постановки на учет указали не ту, которая была ранее – 1998 год, а новую – 2014 год. В сентябре 2014 году муж умирает и вдова инвалида-чернобыльца становится участником подпрограммы с датой постановки на учет 2014 год. В мае 2015 году подается исковое заявление о признании незаконными действий должностных лиц, не включивших ее мужа в списки изъявивших получить жилищный сертификат в планируемом 2013, 2014 годах и подмену дату постановки на учет в планируемом 2015 году и обязать включить вдову в такой список в планируемом 2017 году с датой постановки 1998 год. После сентября 2015 года дело рассматривается по нормам КАС РФ – было обжалование в апелляционной инстанции определения о прекращении дела, которое отменяется. В апреле 2016 года выносится наконец решение – в части признания незаконных действий отказать, в части включить вдову в список с датой постановки 1998 год удовлетворить. Решение до сих пор не изготовлено (судебный произвол в наших судах я сейчас не обсуждаю), но со слов судьи, прокомментировавшего после оглашения решения свой отказ в части признания действий незаконными, вдова пропустила 3-х месячный срок на обжалование действий должностных лиц. Какой именно срок и от какой даты –пока не знаю, так как не видел мотивировку. Решение обжаловано ответчиком. Вдовой подано заявление об обращении решения к немедленному исполнению, так как поджимают сроки на составление списков в планируемом 2017 году.

Последний раз редактировалось Ризван 10 июн 2016, 22:30, всего редактировалось 2 раз(а).

10 июн 2016, 22:17
Если решение было оглашено в судебном заседании - "в части включить вдову в список с датой постановки 1998 год удовлетворить", никаких изменений в него быть не должно. Об этом и о задержке изготовления решения необходимо поставить в известность председателя суда и ВККС.
10 июн 2016, 23:17
Председатель в курсе, в ККС обращаться бессмысленно, так как судья ушел в отставку и, заперевшись в кабинете, сейчас дописывает все вынесенные им решения.
10 июн 2016, 23:22
Судья в отставке сохраняет свой статус и все привилегии. А вот если ВККС лишает его статуса судьи, то он теряет все. Так что даже судья в отставке за свой статус держится.
10 июн 2016, 23:58
Беру эту информацию на карандаш.
11 июн 2016, 11:19
Ризван, зачем вам так необходимо признание действий ответчика незаконными? Ведь главная цель: обязать "административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление", достигнута.
11 июн 2016, 23:04
Юрий, решение по сути устраивает, но предстоит апелляционное обжалование. Слабое место решения – отказ в части признать действия должностных лиц незаконными. Я так понимаю: чтобы обязать должностные лица выполнить какие-то действия, сначала надо признать их действия незаконными. Глава 22 КАС РФ так и называется: «Об оспаривании … действий …должностных лиц …», т.е., суд должен признать действия или законными, или незаконными. И, в зависимости от этого, обязывать или отказать в обязывании выполнить какие-то действия. А если суд признал, что пропущен 3-х месячный срока на обжалование действий должностных лиц, то на каком основании он обязывает их восстановить нарушенные права? Если права должны восстанавливаться в безусловном порядке, независимо от сроков, то тогда в чем смысл этих 3- месяцев ?
Но дело не в этой вдове, там был спор о праве, был подано исковое заявление до вступления в силу КАС РФ и примененный судом 3-х месячный срок является глупостью (хотя я еще не видел мотивировку).
Я ставлю вопрос более широко. Как преодолеть этот 3 месячный срок, установленный КАС РФ в других случаях? Ведь очевидно, что КАС РФ ухудшил положение граждан в споре с должностными лицами, так как граждане лишились возможности, как это было в предыдущей редакции ГПК РФ, обжаловать их действия в порядке искового производства в течении срока исковой давности . Представляю, сколько теперь тех же вдов (пожилых и юридически неграмотных) можно лишать сертификатов вообще, если чиновники будут, к примеру, недобросовестно задним числом снимать их с очереди по надуманным основаниям, а узнавать об этом они будут через пару лет (как в случае этой вдовы – сняли в 2012 году, восстановили в январе 2014 года, а узнали они о подмене даты постановки на учет только в августе 2014 года, соответственно, их сертификат ушел более сговорчивым). И где гарантия , что суды будут им восстанавливать сроки на обжалование?
Если мои вышеприведенные рассуждения верны, может, как выход из положения, применить такой вариант: в случае нарушении прав граждан должностным лицом и пропуска установленного 3-х месячного срока и невозможности его восстановить - подавать не административное исковое заявление, а исковое заявление на основании ГПК РФ, в исковых требованиях ставить единственный пункт об обязывающих действиях должностных лиц без всяких «признать действия … незаконными».
11 июн 2016, 23:24
Ризван, я думаю, что нужно сначала дождаться, когда суд реально применит эту норму в конкретном деле, а затем обжаловать ее в КС РФ. Возможно КС и разъяснит, что конституционные права граждан не нарушаются, поскольку они имеют право подать иск в порядке искового производства по ГПК. А вообще-то это нонсенс: если прошло 3 месяца с момента совершения действий, нарушающих права гражданина, то эти действия уже не могут быть признаны незаконными, и нарушенные права не могут быть восстановлены.
12 июн 2016, 14:22
Я хотел услышать подтверждение, что такая проблема существует. Благодарю Владимира и Юрия за участие.
26 сен 2016, 22:17
Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71219272/

Письмо Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 7-ВС-7105/15 председателям Верховных судов республик, краевых и областных судов и т.д. , в котором приводится перечень дел, которые следует рассматривать в порядке гражданского судопроизводства по ГПК РФ, несмотря на то, что они могут формально подпадать под КАС РФ.

В число дел, которые следует рассматривать по ГПК РФ, подпадают и дела, касающиеся чернобыльцев :

«I. Рассмотрение в исковом порядке гражданских дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства:

6) о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке на учет), об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения; о признании незаконными действий об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

7) о признании недействительным (незаконным) решения об отказе в признании членами семьи лиц, совместно проживающих в жилом помещении, понуждении выдать государственный жилищный сертификат; … »

« II. Рассмотрение в исковом порядке трудовых, пенсионных и социальных дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства:

7) о признании недействительным (незаконным) отказа в выдаче удостоверения (например, ветерана груда, участника ликвидации аварии на ЧАЭС и т.п.), о признании недействительным (незаконным) решения об аннулировании удостоверения; »


На мой взгляд, письмо В.В. Горшкова сомнительно, так как противоречит части 1 статьи 1 и пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и сводит на нет все то хорошее, что было заложено в КАС РФ.
С другой стороны, теперь по таким делам будет действовать срок исковой давности 3 года, а не 3 месяца, о чем я писал в начале темы; представитель по таким делам теперь не обязан представлять диплом о высшем юридическом образовании
26 сен 2016, 23:25
На эту тему есть хорошее (не чернобыльцев, хотя по аналогии можно применить) определение:

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 11.05.2016 по делу N 33-3550/2016.

Обстоятельства: Определением районного суда в принятии к производству суда искового заявления о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду отказано, поскольку поданное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке административного искового производства.
Решение: Определение районного суда отменено.

Сообщений: 16 Пред. 1, 2 След. Страница 1 из 2
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron