Доказательство наличия договорных отношений в период выполнения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, при отмене решения Чайковского городского суда Пермского края от 5 февраля 2015 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 апреля 2015 года, не учла, что в период ликвидации аварии на ЧАЭС существовали нормативно и законодательно определенные правила, определявшие порядок и условия выполнения работ в радиационно-опасной зоне. И, что дальнейшее изменение указанных правил, тем более в сторону ухудшения, противоречит гражданскому (ст. 422 ГК РФ) и трудовому (не предусматривающему ничтожности трудового договора) законодательству.
Чернобыльскую зону отчуждения, а в 1986—1987 именовавшуюся 30-километровой зоной (запрещённая для свободного доступа территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению радионуклидами значительно превышвшая территорию, ранее контролируемую предприятием «Чернобыльская атомная электростанция»), которая являлась местом работы для всех участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС можно определить, как источник повышенной и даже высокой опасности, поскольку он (источник):
1. был вовлечен в деятельность юридических лиц и граждан;
2. обладал сам по себе вредоносными свойствами;
3. создавал высокую вероятность причинения вреда окружающим;
4. не поддавался полному и всеобъемлющему контролю над ним со стороны человека, несмотря на принятие им всех мер предосторожности.
В силу ст. 11 и ст. 18, "Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик" владельцем источника повышенной и даже высокой опасности и ответственным за выполнение работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в указанной зоне, являлось государство, от имени которого в соответствии со статьями 128, 131, 135 "Конституции Союза Советских Социалистических Республик" осуществлял свои полномочия Совет Министров СССР.
Выполнение работ на объекте повышенной опасности было связано с риском, а в случае глобальной радиационной аварии с неприемлемым риском, превышающим уровень профессионального риска. В данном случае - это вероятность негативного воздействия вредных экологических факторов на организм человека с наличием широкого спектра биохимических, физиологических, патологических и др. изменений - от функциональных сдвигов вплоть до летального исхода.
Согласно Нормам радиационной безопасности НРБ-76, позже НРБ-76/87, являвшимся на момент аварии на ЧАЭС основным документом, регламентирующим уровни воздействия ионизирующих излучений, потенциальную дозу от внешнего излучения и поступление радионуклидов в организм, а следовательно, и интенсивность вредного воздействия на организм человека, во время аварии предвидеть невозможно (пункт 4.9 НРБ-76, а позже пункт 4.6 НРБ-76/87). Максимум, что предлагалось Нормами, принять все практически возможные меры для сведения к минимуму внешнего облучения и поступления радионуклидов в организм человека. То есть вред презюмировался. Кроме того, в пункте 4.9 НРБ-76 и в пункте 4.7 НРБ-76/87 было определено: «…повышенное облучение персонала во время аварии выше установленных дозовых пределов может быть разрешено только тогда, когда нет возможности принять меры, исключающие их превышение, и может быть оправдано лишь спасением людей, предотвращением развития аварии и облучения большого числа людей».
Отсюда видно, что существовавшее в то время нормативное регулирование допускало возможность проведения работ даже в тех случаях, когда индивидуальный риск мог превосходить приемлемый, то есть при проведении работ по ликвидации аварии на ЧАЭС имел место недопустимый, но оправданный спасением людей, предотвращением развития аварии и облучения большого числа людей, риск.
Поскольку, опасный труд, в условиях вынужденного и значительно превышающего приемлемый уровень риска жизни и здоровью граждан, являлся в данном случае жизненно необходимым для функционирования государства и общества, для указанной категории граждан, подвергающихся высокому риску, необходимо было предусмотреть стабильные социально-экономические компенсации дополнительных факторов риска, связанных с ним таких значимых факторов, как потеря здоровья, потеря финансовой и экономической стабильности.
То есть, в данном случае, привлекая граждан к работам по ликвидации аварии на ЧАЭС, Государство, априори добровольно возлагало на себя вину и ответственность за ущерб, который мог быть причинен рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС.
Необходимо отметить, что, в законодательстве СССР и союзных республик отсутствовали нормативные акты, которые должны были регулировать отношения в условиях крупных техногенных аварий и природных катастроф и могли бы быть основанием для привлечения граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на учебные сборы, к выполнению указанных работ, с учетом положений раздела 4 НРБ-76 и НРБ-76/87, Имело место несовершенство, а то и полное отсутствие нормативной базы для решения многих вопросов связанных с ликвидацией аварий на ядерных объектах. Этот пробел был частично восполнен Постановлениями и Распоряжениями органов государственной власти СССР.
Советом Министров СССР по согласованию с ВЦСПС были определены социальные гарантии, которые позволяли хотя бы частично скомпенсировать вредное воздействие во время выполнения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС.
Это ряд Постановлений и сопутствующих им Распоряжений, охватывающих два временных интервала ликвидационных работ, 1986 - 1987 г.г. и 1988 - 1990 г.г.
Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР, ВЦСПС от 07.05.1986 N 524-156, "Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны Чернобыльской атомной электростанции"
Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 05.06.1986 N 665-195, "Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды".
Постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 29.12.1987 г. № 1497-378, "Об условиях оплаты и льготах для работников, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения".
Распоряжение Совета Министров СССР от 17 мая 1986 г. № 964-рс, о порядке и размерах повышенной оплаты труда.
Распоряжение Совета Министров СССР от 23 мая 1986 г. № 1031-рс, о распространении на военнообязанных, призванных на сборы и непосредственно занятых на работах по ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции порядка оплаты труда и выплаты единовременного вознаграждения по месту постоянной работы, предусмотренного для рабочих и служащих, выполнявших аналогичные работы в зоне ЧАЭС.
Данные документы, наряду с нормами трудового права, содержали и ряд положений пролонгированного действия, относящихся к длящимся правоотношениям. В их числе, квалификация увечья или заболевания, полученного рабочими и служащими при эксплуатации Чернобыльской АЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения (отчуждения), как трудового увечья или профессионального заболевания, а в отношении военнослужащих, как ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы и, в связи с этим, применение законодательства регулирующего вопросы возмещения вреда здоровью, основными критериями которого являются, степень утраты трудоспособности и утраченный заработок (довольствие).
Согласно пункту 10 Постановления ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР, ВЦСПС от 07.05.1986 N 524-156 и пунктам 5, 6 Постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 29.12.1987 г. № 1497-378, а также разъяснениям Министерства здравоохранения СССР и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 7 мая 1988 г. N 32/1250дсп/1305-МК (продублировано Письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.08.1988 N 1-69-И), увечье или заболевание, полученное рабочими и служащими при эксплуатации Чернобыльской АЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения (отчуждения), было квалифицировано как трудовое увечье или профессиональное заболевание. И предусмотрено применение законодательства, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. № 690 регулирующими вопросы возмещения вреда здоровью, основными критериями которых являются, степень утраты трудоспособности и утраченный заработок.
Этими же документами (пункт 10 Постановления ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР, ВЦСПС от 07.05.1986 N 524-156 и пункт 6 Постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 29.12.1987 г. № 1497-378), повреждение здоровья военнослужащих квалифицируется как ранение, контузия и увечье, полученные при исполнении обязанностей военной службы. При этом, пенсии по инвалидности военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и по случаю потери кормильца их семьям вследствие указанных причин должны назначаться в порядке и по нормам, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)
Так, всем выполнявшим работы по ликвидации аварии в зоне ЧАЭС и выполнившим, в связи с этим свои обязательства, была гарантирована в дальнейшем возможность в случае возникновении заболевания, вызванного воздействием негативных факторов при ликвидации последствий аварии в зоне ЧАЭС, реализовать право на возмещение вреда:
- для гражданских лиц и приравненных к ним – в соответствии с законодательными нормами, где причиной утраты профессиональной трудоспособности, является профессиональное заболевание, а размер возмещения ущерба определяется на основании двух критериев: среднего месячного заработка (дохода) до повреждения здоровья и степени утраты трудоспособности потерпевшим, в соответствии с Правилами возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 16.02.1990 N 168));
- для военнослужащих где причиной утраты профессиональной трудоспособности, является ранение, контузия и увечье, полученные при исполнении обязанностей военной службы (с учетом подпункта 5 пункта 116 Приказа Минобороны СССР от 09.09.1987 N 260 (ред. от 16.07.1990, действовал до 22.11.1995)). возмещение части утраченного денежного довольствия военнослужащего и дополнительные расходы на лечение в соответствии со ст. 454 ГК РСФСР (ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности), ст. 459 ГК РСФСР. (возмещение вреда в случае повреждения здоровья)
Дальнейшее развитие законодательства о возмещении вреда здоровью (Постановление ВС РФ от 24.12.1992 N 4214-1, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ, глава 59 ГКРФ) сохранило наличие указанных критериев и общую концепцию.
В изданных руководством СССР нормативных документах, были установлены гарантии (в том числе и ряд положений пролонгированного действия, относящихся к длящимся правоотношениям), при наличии которых, граждане могли быть привлечены к работам по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. То есть, имеет место договор между владельцем источника повышенной опасности – государством, от имени которого выступает Совет Министров СССР и гражданами, привлеченными к аварийным работам. При этом, указанный договор неизбежно влечет за собой наличие дополнительных прав и обязанностей субъектов договора, включая и отложенную реализацию уже приобретенного права.
Согласно части 2 статьи 4 ГК РФ, отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса. То есть, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Такими «иными правовыми актами», являлись:
Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР, ВЦСПС от 07.05.1986 N 524-156;
Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 05.06.1986 N 665-195;
Постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 29.12.1987 г. № 1497-378; Распоряжение Совета Министров СССР от 17 мая 1986 г. № 964-рс;
Распоряжение Совета Министров СССР от 23 мая 1986 г. № 1031-рс.
При этом, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу (ч. 2 ст. 422).
В связи с чем, иной подход к определению причин утраты профессиональной трудоспособности и к установлению иных критериев определения размера возмещения ущерба, гражданам уже выполнившим свою часть договора, при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также при наличии законодательства о возмещении вреда здоровью (Постановление ВС РФ от 24.12.1992 N 4214-1, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ, глава 59 ГКРФ) сохранившего наличие указанных критериев и общую концепцию, не правомерен.
Другим аргументом в защиту указанной позиции, является наличие трудовых отношений при существенных изменениях условий труда в отношении каждого гражданина выполнявшего работы по ликвидации аварии на ЧАЭС.
Привлечение гражданина к выполнению работ по ликвидации аварии на ЧАЭС было связано с изменением существенных условий труда и условий трудового договора.
Единственными юридически-корректными действиями в условиях существовавшего на тот период времени нормативного регулирования, по привлечению персонала объекта и сторонних организаций к выполнению работ по ликвидации аварии на ЧАЭС являлся перевод на другую работу (ст. ст. 12, 13 - Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и ст. ст. 24, 25 - КЗОТ РСФСР) и заключение трудового договора на время выполнения определенной работы (ст. ст. 8, 10 - Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и ст. ст. 15, 17 КЗОТ РСФСР).
При этом, наличие трудовых отношений, в отношении указанной категории граждан, необходимо рассматривать во взаимосвязи положений норм трудового права, особенностей нормативного регулирования при проведении работ в радиационно-опасных зонах и наличия локальных изменений действия отдельных нормативных актов установленных СМ СССР, в пределах его полномочий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 КЗоТ РСФСР, действовавшего на момент аварии на ЧАЭС, трудовой договор мог заключаться с работником, в том числе на период выполнения им определенной работы, и при наличии особо вредных условий труда (ОВУТ). В условиях стационарного трудового процесса, такая работа характеризовалось определенным периодом времени и документально подтвержденным результатом (к примеру, актом выполненных работ)
При этом, необходимо обратить внимание на то, что ч. 1 ст. 25 КЗОТ РСФСР требовала получения согласия работника на перевод, не уточняя, в какой форме это согласие может быть выражено. Аналогичное положение имело место и в Нормах радиационной безопасности, так пункт 4.9 НРБ72/87 не содержал указаний, в какой форме может быть выражено согласие на выполнение радиационно-опасных работ. А, согласно части 3 ст. 18 КЗоТ РСФСР (действовавшей в тот период времени), фактическое допущение к работе считалось заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Иначе говоря, согласие гражданина презюмировалось фактом начала добровольного выполнения работ в радиационно-опасной зоне на условиях согласованных в совместных Постановлениях СМ СССР и ВЦСПС. То есть имело место наличие конклюдентных действий, при выполнении работ в радиационно-опасной зоне.
А также имел место трудовой договор заключенный на условиях, установленных совместными Постановлениями Совмина СССР и ВЦСПС, в которых был определен порядок оплаты труда, режим рабочего времени и ряд социальных гарантий, которые позволяли хотя бы частично скомпенсировать вредное воздействие во время выполнения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС.
Эти Постановления устанавливали, ранее не урегулированные законодательством или иными нормативными положениями о труде новые условия труда (ст. 223 КЗоТ РСФСР), содержали нормы трудового права, в том числе нормы права пролонгированного действия и являлись соглашениями, где в качестве сторон были представлены высший государственный орган исполнительной власти, представлявший интересы работодателей и высший профсоюзный орган, представлявший интересы трудящихся.
В соответствии с нормами трудового законодательства, Закона СССР от 15.07.1970 N 2-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде" (далее Основ) и Закона РСФСР от 09.12.1971 "Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР" (далее КЗОТ РСФСР), данными Постановлениями, с учетом сложной радиационной обстановки в районе выполнения работ, были определены условия оплаты труда, режим рабочего времени привлеченного персонала и иные гарантии и компенсации. Так:
- была определена оплата труда работников, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды, оплата производилась в 2 - 5 кратном размерах среднемесячной заработной платы (в зависимости от выполнения работ в различных зонах опасности), исходя из тарифной ставки (оклада), установленной по основному месту работу (ст. ст. 37, 38 Основ, ст. ст. 77, 82 КЗОТ РСФСР);
- работникам предприятий, организаций и учреждений, выполнявшим работы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды, была установлена дополнительная оплата труда за работу в ночное время в размере 35 процентов часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время и максимальный размер премии - 60 процентов тарифной ставки (оклада) в месяц (ст. ст. 25, 42 Основ, ст. ст. 48, 90 КЗОТ РСФСР);
- было разрешено предприятиям, организациям и учреждениям привлекать работников на работы, связанные с ликвидацией последствий аварии, в выходные и праздничные дни с оплатой труда в двойном размере (ч. вторая ст. 31 и ст. 41 Основ, ч. 2 ст. 65 и ст. 89 КЗОТ РСФСР);
- в период 1986 – 1987 г.г., были определены премиальные выплаты. Размер премии, выплачиваемой одному работнику за счет указанных средств, не должен был превышать 400 рублей в месяц или два оклада (две тарифные ставки) в период 1988 – 1990 г.г. (сверх установленных максимальных размеров премий) (ст. 38 Основ, ст. 83 КЗОТ РСФСР);
- работникам, в том числе военнослужащим воинских частей и органов Комитета государственной безопасности СССР, военнообязанным, призванным на сборы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, выполнявшим работы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды, было разрешено выплачивать суточные в размере 3 рублей 50 копеек (ст. 48 Основ, ст.116 КЗОТ РСФСР и п. 5 Постановления Совмина СССР от 17.01.1980 N 46), а также обеспечивать их бесплатным трехразовым горячим питанием из расчета 2 руб. 85 коп. в сутки, взамен лечебно-профилактического питания по рациону № 1, на получение которого они имели право по закону (ст. 64 Основ, ст. 151 КЗОТ РСФСР и раздел V Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 07.01.1977 N 4/П-1).
- работники (в том числе временно направленные или командированные), а также военнослужащие воинских частей, органов Комитета государственной безопасности СССР и органов внутренних дел, военнообязанные, призванные на сборы, и другие лица, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах по ликвидации последствий аварии в зоне отселения, обеспечивались бесплатно спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты. (Ст. 63 Основ, ст. 149 КЗОТ РСФСР и п.п. 11-4, 11-6 Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, ОСП-72, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 10.04.1972 N 950-72);
- время работы работникам, военнослужащим и военным строителям военно-строительных отрядов и частей, а также военнообязанным, призванным на сборы, непосредственно занятым на ликвидации последствий аварии и предотвращении загрязнения окружающей среды в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС, засчитывалось в трехкратном размере за работу в период 1986-1987 годов и в полуторном размере за работу в период 1988-1990 годов, в стаж, дающий право на льготную пенсию по Списку N 1, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173. Кадровым военнослужащим и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел время работы по ликвидации последствий аварии в зоне отселения засчитывалось в таком же размере в выслугу лет, дающую право на пенсию;
- Рабочим и служащим, получившим профессиональное заболевание при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, гарантировались льготные пенсии по старости по Списку N 1 независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда. При этом было установлено, что пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин, назначаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. И при этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. N 690, но не ниже размеров, предусмотренных Законом о государственных пенсиях, а военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и по случаю потери кормильца их семьям вследствие указанных причин назначаются в порядке и по нормам, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Как видно из содержания указанных нормативных актов, заболевание, полученное при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС квалифицируется как профессиональное, независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда.
Подтверждением этому мы находим в распоряжениях и разъяснениях Министерства социального обеспечения РСФСР.
Из приказа Минсоцобеспечения РСФСР от 25.12.1986 N 161, Об утверждении Методических указаний по вопросам врачебно-трудовой экспертизы: «При определении причины инвалидности трудовое увечье к несчастному случаю, связанному с работой, следует относить не только травму вследствие несчастного случая в прямом смысле этого слова, но и сложившиеся на работе необычайные, чрезвычайные обстоятельства или условия работы, несвойственные данной профессии, которые обусловили возникновение заболеваний (или способствовали резкому прогрессированию имеющегося заболевания) и привели к инвалидности или к повышению группы инвалидности».
Из Разъяснения Минсоцобеспечения РСФСР от 13.09.1985 N 1-137-И «…увечье либо повреждение здоровья, связанное с исполнением трудовых обязанностей (в том числе профессиональное заболевание), именуется трудовым увечьем». Разъяснение (приведено полностью) Минсоцобеспечения РСФСР от 04.08.1988 N 1-69-И, О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событиями на ЧАЭС, и назначении им пенсий по Списку N 1:
«Министерство социального обеспечения РСФСР доводит до сведения, что в связи с поступающими запросами Министерство здравоохранения СССР и Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам в письме от 7 мая 1988 г. N 32/1250дсп/1305-МК разъяснили, что заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным. Вопрос о причине заболевания, развившегося в таких случаях, рассматривается во Всесоюзном научном центре радиационной медицины АМН СССР (г. Киев) или Клинической больнице N 6 Минздрава СССР (г. Москва).
При этом определено, что в заключении о наличии профессионального заболевания дополнительно указывается "вызвано аварией на ЧАЭС».
Для военнослужащих последствия заболевания, вызванного воздействием ионизирующего излучения и других негативных факторов при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, приравнивались к ранению, контузии и увечью, полученным при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Позже подпунктом 5 пункта 116 Приказа Минобороны СССР от 09.09.1987 N 260 (ред. от 16.07.1990, действовал до 22.11.1995) "О введении в действие Положения о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах СССР (на мирное и военное время)", было предписано, что при ранениях, контузиях, травмах, увечьях ВВК принимается постановление следующего содержания: Увечье, да, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС - если увечье (заболевание) получено военнослужащим или военнообязанным, призванным на специальные сборы, при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
То есть, всем выполнявшим работы по ликвидации аварии в зоне ЧАЭС и выполнившим, в связи с этим свои обязательства, была гарантирована в дальнейшем возможность в случае возникновении заболевания, вызванного воздействием негативных факторов при ликвидации последствий аварии в зоне ЧАЭС, реализовать право на возмещение вреда:
- для гражданских лиц и приравненных к ним – в соответствии с законодательными нормами, где критерием определения степени утраты профессиональной трудоспособности, является профессиональное заболевание;
- для военнослужащих – в соответствии с законодательными нормами, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Как мы видим, условия трудового договора, при выполнении работ по ликвидации аварии на ЧАЭС, кроме норм трудового права, содержали, еще и ряд положений относящихся к длящимся правоотношениям.
С точки зрения трудового права, трудовой договор один из правовых инструментов регулирования взаимоотношений работодателя и работника. В то же время трудовой договор - это еще и документ, в котором зафиксировано соглашение сторон об установлении, изменении или прекращении соответствующих прав и обязанностей. В данном случае под сторонами договора подразумеваются стороны, вступающие в трудовые отношения, при этом, как следует из п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ, документ должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. И, исходя из общего правила (п.2 ст. 422 ГК РФ), если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.
Кроме того необходимо иметь в виду, что к отношениям по трудовому договору невозможно применить последствия недействительности гражданско-правовых сделок (ст. 167 ГК РФ) и возвратить стороны в первоначальное положение, существовавшее до заключения трудового договора, с возложением на каждую сторону обязанности возвратить друг другу все полученное по договору. Трудовое право имеет свой предмет и метод регулирования общественных отношений, отличные от предмета и метода гражданского права. Именно в силу специфики предмета и метода регулирования, а также с учетом невозможности возвращения сторон в первоначальное положение после исполнения условий трудового договора полностью или частично, в трудовом законодательстве отсутствуют нормы о недействительности (ничтожности) трудового договора.
Из приведенного анализа видно, что все участники работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, без внесения записи в трудовую книжку, изменили место работы (30-ти км. Зона ЧАЭС), условия труда (работа в особо вредных условиях труда – ОВУТ), размер оплаты труда (оплата в ОВУТ с повышающим коэффициентом и применением кратности). При этом работники, в т.ч. и военнослужащие, военные строители военно-строительных отрядов и частей, а также военнообязанные, призванные на сборы: приобрели стаж (в трехкратном размере), дающий право на льготную пенсию по Списку N 1, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173; при наличии профессионального заболевания при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, приобрели право на льготную пенсию по старости (снижение возраста выхода на пенсию) по Списку N 1 независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда.