РАЗНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ/РЕШЕНИЯ

Практика и анализ решений принятых судом

Сообщение
Автор
27 июн 2016, 14:20
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. N 44-КГ15-19

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2016 года гражданское дело по иску Антропова В.А. к территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, Министерству социального развития Пермского края, Федеральной службе по труду и занятости, Управлению Федерального казначейства по г. Москве о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы по труду и занятости Якубина С.А. на решение Чайковского городского суда Пермского края от 5 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 апреля 2015 года, которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителя Федеральной службы по труду и занятости Якубина С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федерального казначейства по г. Москве Рыбиной И.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Антропов В.А. обратился 29 декабря 2014 года в суд с иском к территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району (далее - территориальное управление Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, территориальный орган социальной защиты), Министерству социального развития Пермского края, Федеральной службе по труду и занятости, Управлению Федерального казначейства по г. Москве о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в связи с изменением с 1 октября 2014 года степени утраты профессиональной трудоспособности до 100%.
В обоснование иска Антропов В.А. ссылался на то, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Впервые был освидетельствован в 1996 году в учреждении медико-социальной экспертизы, где ему установлена III группа инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности 50%, в связи с чем ему были назначены и производились ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью, исчисленные из заработка с учетом степени утраты трудоспособности в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". 24 октября 2013 года ему установлена III группа инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности в размере 60%, при переосвидетельствовании 7 июля 2014 года установлена II группа инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности - 90%.
Антропов В.А. обращался с заявлениями о перерасчете ежемесячных выплат в связи с изменениями степени утраты профессиональной трудоспособности в территориальный орган социальной защиты, однако в перерасчете ежемесячных выплат ему было отказано.
Решениями Чайковского городского суда Пермского края от 28 ноября 2013 года и 14 августа 2014 года отказы территориального органа социальной защиты о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью признаны незаконными. Исковые требования Антропова В.А. об определении размера ежемесячных выплат в связи с изменением степени утраты профессиональной трудоспособности (60% и 90%) и возложении на ответчиков обязанности производить такие выплаты удовлетворены. Указанные решения исполнены.
3 сентября 2014 года Антропову В.А. установлена I группа инвалидности по зрению, степень утраты профессиональной трудоспособности определена в размере 100%. Территориальным органом социальной защиты в перерасчете ежемесячных платежей в связи с изменением процента утраты трудоспособности Антропову В.А. было отказано (письмо от 16 января 2015 года), что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
По мнению Антропова В.А., отказ в перерасчете суммы возмещения вреда здоровью в связи с установлением ему 100% утраты профессиональной трудоспособности является незаконным и нарушает его права.
Антропов В.А. просил возложить следующие обязанности:
- на территориальное управление Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району вносить Антропова В.А. в списки для включения в реестр на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 60 908,82 руб. начиная с 1 октября 2014 года;
- на Министерство социального развития Пермского края включать Антропова В.А. в реестр для направления в Федеральную службу по труду и занятости сумм, назначенных судом к выплате;
- на Федеральную службу по труду и занятости представлять в установленном порядке платежные поручения на перечисление средств с лицевого счета Федеральной службы по труду и занятости на счета плательщиков для доставки денежной компенсации, а также для банковского обслуживания банковских операций, связанных с доставкой денежной компенсации;
- на Управление Федерального казначейства по г. Москве на основании платежных поручений, представленных Федеральной службой по труду и занятости, перечислять средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Чайковского городского суда Пермского края от 5 февраля 2015 года исковые требования Антропова В.А. удовлетворены частично. На территориальное управление Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району возложена обязанность вносить Антропова В.А. в списки для включения в реестр на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 60 908,82 руб. с 1 октября 2014 года. На Министерство социального развития Пермского края возложена обязанность включать Антропова В.А. в реестр на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 60 908,82 руб. начиная с 1 октября 2014 года. В удовлетворении иска Антропова В.А. к Федеральной службе по труду и занятости, Управлению федерального казначейства по г. Москве отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 апреля 2015 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Федеральной службы по труду и занятости Якубина С.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Федеральной службы по труду и занятости судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 12 ноября 2015 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М. от 14 марта 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации представители территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району и Министерства социального развития Пермского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. От Антропова В.А. поступило письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее Антропова В.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судом первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Антропов В.А. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Впервые в 1996 году учреждением медико-социальной экспертизы ему установлена III группа инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности в размере 50%, в связи с чем Антропову В.А. были назначены и производились ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью, исчисленные из его заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
24 октября 2013 года учреждением медико-социальной экспертизы Антропову В.А. степень утраты профессиональной трудоспособности была определена в размере 60%.
Решением Чайковского городского суда Пермского края от 28 ноября 2013 года, вступившим в законную силу 28 мая 2014 года, удовлетворены исковые требования Антропова В.А. о перерасчете размера ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 60%. На территориальное управление Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району была возложена обязанность вносить Антропова В.А. в списки для включения в реестр на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 34 805,04 руб. начиная с 1 ноября 2013 года. На Министерство социального развития Пермского края возложена обязанность включать Антропова В.А. в реестр на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 34 805,04 руб. начиная с 1 ноября 2013 года.
Как следует из письма территориального органа социальной защиты от 5 сентября 2014 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 1189 "Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" с 1 января 2014 года ежемесячная сумма, выплачиваемая Антропову В.А. в возмещение вреда здоровью, проиндексирована на коэффициент 1,05 и ее размер составил 36 545,29 руб.
Решением бюро N 15 филиала Федерального казенного учреждения "Государственное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю" от 7 июля 2014 года Антропову В.А. установлена II группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 90%.
Решением Чайковского городского суда Пермского края от 14 августа 2014 года, вступившим в законную силу 24 ноября 2014 года, удовлетворены исковые требования Антропова В.А. к территориальному органу социальной защиты и Министерству социального развития Пермского края о перерасчете размера ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 90%. На ответчиков возложена обязанность вносить Антропова В.А. в списки для включения в реестр на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 54 817,93 руб. с 1 августа 2014 года, а также в реестр на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 54 817,93 руб. с 1 августа 2014 года.
Решением бюро N 15 филиала Федерального казенного учреждения "Государственное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю" от 3 сентября 2014 года Антропову В.А. установлена I группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 100%.
Письмом территориального органа социальной защиты от 5 сентября 2014 года Антропову В.А. отказано в удовлетворении заявления о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 100%.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Антропова В.А., суд первой инстанции исходил из того, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью первоначально (в 1996 году) была исчислена истцу исходя из размера утраченного заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, что соответствовало пункту 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ), которым гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. По мнению суда первой инстанции, из содержания пункта 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, а также частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, предоставляется инвалидам-чернобыльцам. При определении порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда, и поэтому при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов-чернобыльцев, которым оно было назначено ранее.
При этом суд первой инстанции также указал на то, что поскольку Антропов В.А. получал суммы в возмещение вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиваться, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для перерасчета ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 100%.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I), направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).
Согласно данной норме гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было определено, что гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ была изменена и изложена в следующей редакции: гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
В 2004 году также была изменена редакция части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).
В новой редакции части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 части 1 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.
Из приведенных нормативных положений следует, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 года введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. Данным Федеральным законом с 15 февраля 2001 года осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.
Вместе с тем, поскольку при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда, законодатель, избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, предоставил гражданам, получавшим суммы в возмещение вреда здоровью до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, возможность сохранить право на ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме в случае, если размер компенсации, определенный в зависимости от группы инвалидности, не достигал ранее назначенной суммы возмещения вреда. При этом правовая норма (пункт 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I), которая предусматривала возможность перерасчета сумм в возмещение вреда здоровью в зависимости от изменения степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ с 15 февраля 2001 года действует в новой редакции и не содержит положений, допускающих изменение размера возмещения вреда здоровью (ежемесячной компенсации) по такому основанию, как изменение степени утраты трудоспособности.
Отказ федерального законодателя от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и переход к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья - предполагает соблюдение принципа правовой определенности и стабильности правовых отношений и, по сути, направлен на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации) (пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П).
Исходя из положений пункта 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) в совокупности с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, право выбора способа возмещения вреда здоровью, а именно: получать возмещение вреда в твердых суммах с установлением суммы возмещения вреда в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности) или в размере, который исчисляется из заработка и, как следствие, сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат в зависимости от изменения утраты трудоспособности, инвалидам-чернобыльцам не предоставляется, поскольку новый порядок не предусматривает увеличение или уменьшение размера ежемесячной денежной выплаты в возмещение вреда здоровью в зависимости от изменения процента утраты профессиональной трудоспособности и на основании этого возможности перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом изменения процента утраты профессиональной трудоспособности. Инвалидам-чернобыльцам, получавшим до 15 февраля 2001 года суммы возмещения вреда здоровью, исчисленные из заработка, было предоставлено только право сохранить ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме, а не способ определения размера ежемесячных денежных выплат.
Как видно из материалов дела, первоначально в 1996 году Антропову В.А. были назначены и производились ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью, исчисленные из его заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. После вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ Антропов В.А. продолжал получать ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме.
Между тем I группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% Антропову В.А. определены решением бюро N 15 филиала Федерального казенного учреждения "Государственное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю" от 3 сентября 2014 года, то есть после 15 февраля 2001 года (даты вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ).
Ввиду того, что законодателем осуществлен переход к новому способу определения размеров возмещения вреда в виде ежемесячных денежных компенсаций в фиксированных размерах в зависимости от группы инвалидности, изменение процента утраты профессиональной трудоспособности у Антропова В.А. с 90% на 100% не может являться основанием для перерасчета выплачиваемых ему сумм возмещения вреда, поскольку увеличение степени утраты профессиональной трудоспособности имело место после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, которым с 15 февраля 2001 года не предусмотрен перерасчет сумм возмещения вреда в связи с изменением степени утраты профессиональной трудоспособности гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судебными инстанциями при разрешении спора неправильно истолкованы произошедшие изменения положений законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем выводы судебных инстанций о наличии права выбора у Антропова В.А. получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, и, как следствие, производить перерасчет суммы возмещения вреда здоровью в зависимости от изменения процента утраты профессиональной трудоспособности, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Следовательно, у судебных инстанций не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Антропова В.А. о перерасчете суммы возмещения вреда здоровью в связи с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности 100%.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статьи 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе Антропову В.А. в удовлетворении исковых требований, не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Чайковского городского суда Пермского края от 5 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Антропова В.А. к территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, Министерству социального развития Пермского края, Федеральной службе по труду и занятости, Управлению Федерального казначейства по г. Москве о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью.

В любом человеке есть все человеческое: самое лучшее и самое худшее.
Луи Лавель.
27 июн 2016, 23:45
Противно но не очень то и страшно... Есть противоядье от придури, ст.209 ч.3 ГПК. Например: никто не сказал, что она на инвалидов Чернобыля, в отличие от все ины, не распространяется. Есть диаметрально противоположная практика ВС во главе с судьей Гороовым. Да много чего есть. НО... Пора уже думать, что делать с этой писькой вообще. Кстати, Владимир Михалыч, что слышно о судьбе петиции относительно её предыдущих фокусов?
28 июн 2016, 08:47
По данному случаю ко мне обратились товарищи из Перми, готовлю дополнение к предыдущим документам. Нынешний состав судебной коллегии по гражданским делам много чего уже напринимал. Тем больше оснований у Генпрокуратуры выступить в соответствии со ст. 1, Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации": "Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов";

и п. 4 ст. 27, Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации": В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Миша. А по поводу "противоядья от придури, ст.209 ч.3 ГПК", обращаю внимание, что данное определение Кассационное и опротестовать его можно только в надзоре, где данный аргумент не прокатит и рассматривается только очень ограниченный круг вопросов:

Статья 391.9. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Возможен еще вариант, но здесь нужны четкие доказательства фундаментальных нарушений материального или процессуального права:

Статья 391.11. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.
3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 391.10 настоящего Кодекса.
4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого им внесено представление.
28 июн 2016, 13:16
Я имел в виду нерасползание заразы на других, кому ранее суд изменял размер ввз при увеличении процентов. И тех, кому это предстоит.
28 июн 2016, 13:20
Вот здесь я выложил все имеющиеся у меня файлы по Антропову. https://yadi.sk/d/LlS1jK8QsqiYv
Кому интересно можете полистать. Лучше скачать себе на комп. Потому что у меня Яндекс Диск не безразмерный и я через некоторое время вынужден файлы удалять.

В любом человеке есть все человеческое: самое лучшее и самое худшее.
Луи Лавель.
28 июн 2016, 16:53
Витя, подскажи, Определение СК ВС от 11.01. 2008 г. было опубликовано в Бюллетене ВС?

P.S. Виноват, сам нашёл: БВС № 3 за 2009 г. Михалыч, но тогда получается, что новое решение принято в нарушение принципа единства судебной практики. А кроме того, 19 июля истечёт 3-мес.срок для возможности супостатам на основании этого бляд-го решения лезть в суд за пересмотром ранее вынесенных решений.
28 июн 2016, 17:45
Думаю, надзорку подать успеют. Практически я ее подготовил.
28 июн 2016, 19:14
А я считаю, абсолютно правильное определение. Конечно оно может нам не нравиться, но оно законно. Мне не понятно только, как быть, когда группа снижена - в этом случае тоже нельзя перерасчитывать размер ВВЗ и продолжать выплачивать его по более высокой группе? А если вообще снята группа?
28 июн 2016, 20:16
Наговицын Юрий писал(а):
А я считаю, абсолютно правильное определение. Конечно оно может нам не нравиться, но оно законно. Мне не понятно только, как быть, когда группа снижена - в этом случае тоже нельзя перерасчитывать размер ВВЗ и продолжать выплачивать его по более высокой группе? А если вообще снята группа?
Во все времена при изменении степени утраты трудоспособности производился перерасчет сумм ВВЗ.

Из Постановления Совмина СССР от 03.07.1984 N 690 (ред. от 16.02.1990) "Об утверждении Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей":

21. В случае изменения степени утраты трудоспособности потерпевшего, получаемого им заработка или размера пенсии по инвалидности, а также изменения состава членов семьи умершего производится соответствующий перерасчет сумм, выплачиваемых в возмещение ущерба.

П. 9, ст. 12, Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015):

«Ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением следующих случаев:
изменение степени утраты профессиональной трудоспособности;
изменение круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного;
уточнение данных о размере фактического заработка застрахованного;
индексация ежемесячной страховой выплаты.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 394-ФЗ)»
28 июн 2016, 20:50
Все верно, если бы чернобыльцы получали возмещение вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей. Но нам-то "выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме" (Закон 5-ФЗ). Ни о каком возмещении вреда, полученного при исполнении трудовых обязанностей здесь речи нет. КОМПЕНСАЦИЯ выплачивается В РАНЕЕ НАЗНАЧЕННОЙ СУММЕ и только потому, что нельзя ухудшать положение гражданина.
Можно было бы еще о чем-то говорить, если-бы было сказано" "В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, выплачивается ранее назначенное ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА". Но сказано: "ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме"
28 июн 2016, 22:26
Все это игра слов. Человек получил свои выплаты в соответствии с Правилами возмещения вреда, следовательно все изменения должны соответствовать нормам этих правил или закона заменившего их с учетом той же концепции. А исходя из твоих рассуждений если ты что-то получил к примеру по Земельному кодексу, дальнейший ход развития ситуации будет идти по кодексу мореплавания.
28 июн 2016, 23:20
Владимир Михайлович, ты фактически выражаешь несогласие с новым правовым регулированием правоотношений по возмещению вреда чернобыльцам, а не с данным определением ВС РФ. Определение соответствует этому ныне действующему правовому регулированию. Оснований для его отмены я не вижу. Если правоотношения, которые прежде регулировались Земельным кодексом в последствии законодатель решил регулировать кодексом мореплавания, то сегодня следует руководствоваться кодексом мореплавания.
29 июн 2016, 00:58
Юра. Если ты это скажешь нормальному юристу - цивилисту, он страшно удивится. Существует в гражданском праве общее положение регулируемое ст. 422 ГК РФ. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Под понятие договор подпадает и положение, когда государство предложило тебе условия возмещения вреда, а ты молчаливо согласился.
29 июн 2016, 05:16
Юра,ну в ГПК то загляни, в 209 статью, в ГК- в ст .1090 нового и аналогичную ей и не утратившую для нас силу ст .466 ГК РСФСР-нам же КС разрешил пользоваться нормами гражданского права, а ты встаёшь на позицию ВС, дескать, Чернобыльский закон -единственно возможный к применению. А это далеко не так. Иначе нафига было бы вводить ч.3 ст.3 в наш Закон.
29 июн 2016, 10:15
Владимир Михайлович, о каком договоре ты говоришь?! У нас нет никаких договорных отношений с государством, у нас есть отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, государство диктует нам свои условия, а мы им подчиняемся. Никто нашего согласия ни письменного, ни устного не спрашивает. Статья 421 ГК РФ: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается». Или, по-твоему, чернобыльцы, ставшие инвалидами после 2001 г., молчаливо согласились на получение фиксы, т.е., как ты выражаешься, заключили договор?

Сообщений: 27 Пред. 1, 2 След. Страница 1 из 2
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron