Об определении индекса прожиточного минимума (ПМ)

В связи с Определением коллегии Верховного Суда РФ № 18-В08-23 от 27.06.2008г. по делу Валиева.


Выдержка из Определения: «Вместе с тем следует учесть и то обстоятельство, что механизм расчета индекса изменения прожиточного минимума, подлежащий применению с января 2002 года, избран судебными инстанциями и заявителем надзорной жалобы неверно, поскольку указанный индекс определен путем деления абсолютной величины изменения прожиточного минимума за 2001 год на абсолютную величину изменения прожиточного минимума за 2000 год, тогда как для его определения следовало взять соотношение абсолютных величин изменения прожиточного минимума за 2001 и 2002 годы, что реально отражает рост величины прожиточного минимума. Данное правило применимо и к расчету индексов изменения прожиточных минимумов, подлежащих применению с 1 января 2003 года и с 1 января 2004 года».

Для того, чтобы получить эту, явно бредовую мотивацию по исчислению индекса изменения прожиточного минимума товарищам Краснодарцам не нужно было во первых напускать столько тумана на свою акцию, а во вторых посылать в ВС, как они выразились целую делегацию.

И правильно сказал Микрюков, «Очень прискорбно, но косяки ВС надо исправлять, коль как утверждают товарищи Краснодарцы дело касается всех. А теперь оно действительно касается всех, потому что его запустят как образец».

В связи с чем выскажу свои соображения.

Индексация с учетом ПМ производится в начале календарного года. Соответственно, предлагаемые расчеты по определению индекса к примеру на 2002 как соотношение суммы квартальных ПМ за 2002 год к сумме квартальных ПМ за 2001 год не реальны.

К примеру, я в начале 2002 года должен проявить чудеса догадливости или ясновидения и угадать какой ПМ будет в каждом квартале 2002 года. Затем сложить квартальные ПМ и разделить на аналогичную сумму 2001 года и провести индексацию выплат. Абсурд?!

В Постановлении Пленума ВС РФ от 5 апреля 2005 г. N 7 даются четкие рекомендации по определению индекса ПМ

(ч. 1 и 3 п.6 Постановления Пленума ВС РФ от 5 апреля 2005 г. N 7)
«В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года».

«… суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4».

В соответствии с данными рекомендациями индекс роста величины прожиточного минимума с января 2002 года определяется как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий по отношению к истекшему 2000 год. И, аналогично на все последующие годы.

И такая позиция неоднократно высказывалась Верховным судом, например, в Определении Верховного Суда РФ № 47-В05-10 от 26 декабря 2005 года:
«Учитывая, что в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, вступившего в действие с 15 февраля 2001 года, был установлен новый порядок индексации сумм ежемесячных выплат, пропорционально росту величины прожиточного минимума и, принимая во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П, суд правильно произвел индексацию этих выплат с 1 января 2002 года с учетом роста величины прожиточного минимума в Оренбургской области.
Судом были вычислены абсолютные величины изменения прожиточного минимума за 2000 и 2001 годы (среднегодовые величины прожиточного минимума), далее путем деления абсолютной величины изменения прожиточного минимума за 2001 год на абсолютную величину изменения прожиточного минимума за 2000 год, был получен индекс изменения прожиточного минимума в 2001 году по сравнению с 2000 годом, также был рассчитан индекс в 2002 и 2003 годах».

Для исправления сложившейся ситуации предлагается следующее:

Заявителям по вышеуказанному делу обратиться в Верховный Суд с заявлением о разъяснении решения суда в порядке Статьи 202 ГПК РФ.
При этом необходимо поставить следующие вопросы:

1. Соответствует ли утверждение о порядке исчисления индекса изменения прожиточного минимума представленное в Определении коллегии Верховного Суда РФ № 18-В08-23 от 27.06.2008г. части 1 и 3 пункта 6 Постановления Пленума ВС РФ от 5 апреля 2005 г. N 7;
2. Если соответствует, то тогда, какой год считать «текущим», какой год считать «истекшим» и какой год считать «предыдущим».
Варианты: поскольку 2002 год в январе месяце нельзя считать истекшим, то на истекший и предыдущий как видно из указанного Определения остается один кандидат 2001 год. При этом величина ПМ деленная сама на себя даст К инд. равным единице.
3. Если принять вариант расчета индекса изменения прожиточного минимума представленный в Определении коллегии Верховного Суда РФ № 18-В08-23 от 27.06.2008г., то каким образом в январе 2002 г., когда должна быть проведена индексация выплат за 2002 г., узнать какова будет величина ПМ в первом, втором, третьем и четвертом квартале 2002 г., как определить среднюю величину ПМ и затем разделить ее на такую же за 2001 г., чтобы получить К инд. и применить его в январе 2002 г.
4. Из рекомендаций пункта 6 Постановления Пленума ВС РФ от 5 апреля 2005 г. N 7 следует, что: «Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти».
Отсюда вопрос, каким нормативным документом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется прогнозная величина ПМ.

5. Следует ли в судах иметь прорицателя или ясновидящего, который с достаточной точностью мог предсказывать прожиточный минимум за год вперед.