Как ни странно, но в результате чернобыльской катастрофы в СССР возникла новая обособленная группировка населения. Это участники ЛПК на ЧАЭС и жители загрязненных радионуклидами населенных пунктов. Их вместе объединила полученная доза радиации и болезни, приобретенные в результате ослабления организма в процессе борьбы с радиацией. Этому также способствовало, фактически, безразличное отношение к ним государственных органов управления.

Из Научно-публицистической монографии А.А. Дьяченко. "Опыт ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы".
Под редакцией академика РАН В.Н. Михайлова
В монографии на документальной основе обобщаются и развиваются исследования по чернобыльской тематике, выполненные в постчернобыльский период. Конкретизируются и анализируются наиболее ответственные и сложные этапы ликвидации последствий катастрофы.
Значительное внимание уделяется сложной системе управления силами и средствами страны на первом этапе локализации и ликвидации последствий катастрофы. Монография представляет собой дальнейшее развитие работ, изданных под руководством автора и при его личном участии.
Проведен историографический анализ темы, раскрывается формирование и функционирование государственных органов по управлению оперативными группировками министерств т ведомств, ремпубликанских, местных партийных и советских органов по организации и проведению основных мероприятий в ходе ликвидации последствий катастрофы.
Монография рассчитана не только на специалистов, научных сотрудников, но и на широкоий круга общественности.


Глава 7.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ

Сотни тысяч специалистов из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизстана, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины и Эстонии приняли участие в ЛПК на ЧАЭС.
Они спасали страну от опасности и не предполагали, что многие из них сами окажутся в тяжелых условиях. Десятки тысяч ликвидаторов стали инвалидами, тысячи - ушли из жизни, оставив семьи.
По данным органов здравоохранения [177], в России ежегодно из каждых 10 тысяч жителей 53-56 человек становятся инвалидами. Среди ликвидаторов этот показатель в 5-10 раз выше. Речь идет о 25 тысячах инвалидов, из которых почти половина - инвалиды II группы.
Систематический "недоучет" ликвидаторов отражается и на объеме бюджетного финансирования медицинской помощи, а это наносит прямой ущерб здоровью людей. Главное, с чего начинается рассмотрение вопроса о здоровье ликвидатора, - это данные о дозовых нагрузках, которые недостоверны и фальсифицированы изначально, так как нет средств, аппаратуры, нет и кадров.
Картину общего неблагополучия "чернобыльской" медицины дополняют сведения об убывающем финансировании региональных центров медико-социальной реабилитации. Эти центры - единственные в стране учреждения, где ликвидаторы могут получить специализированную помощь, но функционируют они в режиме борьбы за выживание.
"Средний возраст смертности ликвидаторов - 31, 5 года", - этот вывод сделан экспертами Института биофизики Минздравмедпрома России в Рязани, когда ликвидаторы объявили голодовку, протестуя против того, что областная больница не нашла для них места в отделении профпатологии. Но, как утверждают эксперты, с тех пор ситуация в Рязани не улучшилась.
Смерть, на середине 32-го года жизни - это страшный показатель страшный потому, что среди причин смерти на первом месте фактически стоит суицид. И, кроме того, серьезным усугубляющим фактором, действующим на здоровье ликвидаторов, является социально-психологический стресс. Стресс повторный нанесенный ликвидатору и обществом и средой. Об этом говорят письма.
"Мне 32 года горько осознавать, что я уже инвалид II группы в связи с Чернобылем. Находился там в самое горячее время июнь 1986 года. Мы понимали тогда, что жертвуем здоровьем, но надеялись восстановить его после завершения аварийных работ. Выходит, напрасно надеялись. Ведь я еще молод, а к труду не годен. А у меня двое детей сыну 10 лет и дочери 9 лет. Живу в бараке, никаких удобств, да и площадь жилая всего 22 кв. м. Громко было объявлено государство гарантирует инвалидам - чернобыльцам обеспечение жильем. Почему эти гарантии превратились в пустой звук?" (С. П. Козорез, г. Сорочинск Оренбургской области).
"Обращается к вам участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1986 года, инвалид II группы. Я хочу знать: неужели это будет продолжаться, что нас забыли? Путевку получить - проблема, лекарств не достать, даже страховку не выплачивают (и другим тоже), потому что Москва забыла, что мы инвалиды и нам нужна помощь и поддержка. Но мы выполняли свой долг с честью и достоинством. Разве мало нам Чернобыля, чтобы теперь страдать из-за чиновников?" (г. Элиста, республика Калмыкия).
"Когда мы с сыном Ромой эвакуировались в 1986 г из Припяти, муж Василий остался работать на ликвидации. Теперь мы с сыном - инвалиды, а муж- инвалид II группы. Живем в однокомнатной квартире 19 кв. м. В Санкт - Петербурге ставят на учет, если жилой площади меньше 5,5 кв. м на человека Делим на три наши 19 кв. м-на очередь нас ставить не положено. А ведь мы все трое - инвалиды… "(В. Пакина, Санкт-Петербург.)
"Павла Николаенко из Припяти и его жену переселили из 30-ти км зоны в Ростов. Работал монтажником на "Ростсельмаше". После облучения стал чувствовать себя хуже и хуже. Врачи рекомендовали перейти на легкую работу, но трудно ее найти на предприятии с неполной нагрузкой. Так и работал на электрокаре с дикой головной болью. А тут еще разговор с одним врачом, "не увидевшим" его болезни. Павел пришел домой, рассказал жене о том, как врач ему заявил: "Больные ко мне на 2-й этаж не поднимаются, а приползают". Рассказывая, плакал. А когда жена отлучилась, выпил стакан и бросился с 9-го этажа.
В Ростове среди 763 умерших ликвидаторов около сорока покончили с собой. (Из письма ликвидатора С. Волчкова, инвалида I группы заместителя председателя Союза "Чернобыль", г. Ростов-на-Дону).
Ликвидаторы говорят, что хоть и много сил отнял Чернобыль, но чиновники - больше. Только чернобыльцы знают, что такое фраза чиновника: "Мы вас туда не посылали!"
Однако проблема социального травматизма сразу же после катастрофы была выведена медиками за пределы вопроса о человеческих обидах и переживаниях. Вот что утверждает профессор В. Н. Краснов.
"Радиация даже в малых дозах небезразлична для нервной системы, особенно для ее вегетативного отдела, связанного с регуляцией телесных функций. Следствием являются полисистемные формы патологии, связанные с дисфункцией органов и систем, причем психиатрическое звено трудно отделить от соматического. Хотя мы и придаем большое значение радиационному воздействию, но не абсолютно. Надо учесть и другие вредности стрессирующего характера. Это, прежде всего, все показатели катастрофичности, экстремальности, чрезвычайного риска. Далее. Вернувшись, домой, ликвидаторы столкнулись с тем, что государство, которое по всем меркам чести и права было у них в неоплатном долгу, казалось, забыло о них, выполняя свои обязательства формально. Напомню, что этот социальный и нравственный шок лег грузом на уже надломленное Чернобылем здоровье, и тревогу медиков вызывает то, что среди ликвидаторов высок удельный вес больных, имеющих клинически выраженные психические расстройства, которые по силе, глубине и длительности выходят за рамки невралгического регистра".
К одному из последствий катастрофы на ЧАЭС необходимо отнести и создание в конце 80-х годов чернобыльских общественных организаций в стране.
Да! Как ни странно, но в результате чернобыльской катастрофы в СССР возникла новая обособленная группировка населения. Это участники ЛПК на ЧАЭС и жители загрязненных радионуклидами населенных пунктов. Их вместе объединила полученная доза радиации и болезни, приобретенные в результате ослабления организма в процессе борьбы с радиацией. Этому также способствовало, фактически, безразличное отношение к ним государственных органов управления.
Так, еще в конце 80-х годов возникают малочисленные общественные организации чернобыльцев. Кроме отмеченных выше причин и чисто солидарного и профессионального стремления к объединению, этому способствовали значительные экономические льготы, предоставленные чернобыльским юридическим лицам. Одна из них - освобождение от таможенных сборов.
Это привело к накоплению в организациях финансовых средств. Для частичного распределения нуждающимся чернобыльцам.
Появилась возможность оказания медицинской и материальной помощи. Но не все организации смогли воспользоваться этими льготами.
В Москве созданы ряд чернобыльских организаций ("Чернобыль-Надежда", "Заслон Чернобылю" и др., всего около 25). В дальнейшем были попытки объединения их в единую организацию.
Фактически, объединения не получилось, т. к. не все действующие келейные организации нуждаются в централизации. Они могут потерять своих спонсоров.
К тому же, в 1993 году были отменены часть наиболее эффективных чернобыльских льгот. Они были сохранены только для инвалидных чернобыльских организаций.
В масштабе СССР, а впоследствии - России, была создана чернобыльская организация Союз "Чернобыль" в которую к декабрю 1990 г. входило 47 региональных организаций, насчитывающих более ста тысяч ликвидаторов и более двухсот тысяч граждан, проживающих на загрязненных территориях.
Фактически, с самого начала создания Союза "Чернобыль" его президентом был В. Л. Гришин. При его непосредственном участии развивалась эта мощная общероссийская организация.
Основные трудности, с которыми сталкивалась эта организация в повседневной жизни, наиболее полно представлены в [178]:
"На I съезде Союза в Брянске были определены основные цели и задачи общероссийского общественного объединения. Они касались всесторонней помощи всем лицам, подвергшимся радиационному облучению. Это могло осуществиться только через их объединение в борьбе за социальные гарантии, через защиту интересов, во взаимодействии с государственными и местными органами власти. Там же, на I Съезде, были утверждены основные направления деятельности Союза, ее формы и положения Устава.
За годы становления Союза "Чернобыль" в России прошла целая эпоха преобразований общественно-политического, экономического, социального и духовного характера. На наших глазах происходит смена одних производственных отношений другими, перераспределяется государственная, общенародная собственность, утрачиваются и до этого непрочные нравственные и духовные ценности, снижается степень социальной защищенности.
Для нас последствия чернобыльской катастрофы - это трагедия конкретных людей, и в этом смысле основная цель Союза "Чернобыль" России - помощь пострадавшим от радиации гражданам.
Страна величайших научных достижений оказалась неспособна помочь людям, обожженным радиацией. Поэтому Союз "Чернобыль" России призван, прежде всего, помогать нашим товарищам - тем, о чьей беде мы знаем не понаслышке. Огромное человеческое горе торопит нас, не дает ждать "зримых" перемен, заставляет действовать, исходя из небогатых наших реальностей.
Мы стараемся здраво смотреть на вещи и, принимая во внимание возможности государства, оказываем материальную помощь чернобыльцам из своих средств. В настоящее время Союз "Чернобыль", пожалуй, одна из многочисленных и мощных общественных организаций в России. Наши объединения созданы в 74 субъектах Российской Федерации.
Можем ли мы опереться на Закон РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"? Закон этот затрагивает все сферы человеческой деятельности, но значительная часть декларированных в нем прав пострадавших - права бумажные.
Неразбериха заслоняет сейчас человека от государственной системы социальной поддержки, связывает руки тем, кто сам хочет помочь себе и товарищам по несчастью. А Союз "Чернобыль" России, имеющий вертикальную структуру, построенный по административно-территориальному принципу, располагает информацией о каждом пострадавшем, и это помогает отслеживать движение помощи к человеку, учитывать обстоятельства и степень нуждаемости каждого.
Основные средства союза вложены в конкретную материальную помощь людям. Ведь дело доходит порой до того, что на полученные от государства средства родственники не могут достойно похоронить умершего чернобыльца, и нам зачастую приходится играть роль похоронной команды. А ситуация такова, что не проходит и дня, чтобы мы не получили горестную весть о смерти кого-то из наших товарищей, а то и нескольких сразу. Достойную организацию похорон мы считаем ныне святым долгом.
За свой счет мы принимаем родственников погибших пожарных, станционников, которые приезжают в Москву на Митинское кладбище. Там находятся, как известно, могилы этих героев и мемориал, сооруженный при нашем непосредственном участии.
Кроме материальной поддержки, мы также помогаем членам нашей организации в трудоустройстве, тем более что есть немало примеров того, что наших людей не берут на работу или увольняют в первую очередь в случае реорганизации.
Мы констатируем тот факт, что решение проблем социальной защиты граждан, пострадавших от радиации, все более усложняется. В сфере государственного регулирования просматривается тенденция приуменьшить заслуги граждан, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф (ликвидаторов), уйти от гражданской и правовой оценки их действий, отказаться от ранее взятых обязательств.
Усилия созданных организаций направлены на защиту социальных прав, оказания медицинской и материальной помощи пострадавшим от Чернобыльской катастрофы и в, первую очередь, пострадавшим детям, инвалидам и семьям погибших и умерших.
В обращении делегатов 1-го съезда Союза "Чернобыль" к парламентариям Украины, Белоруссии, России, СССР отмечалось, что [179)"…позиция государственных органов в 1986-1989 гг. относительно пострадавших от радиации граждан, как граничащая с преступным бездействием, сопоставима с актами геноцида". И далее в обращении: "…Мы требуем от Верховного Совета СССР принять закон, обеспечивающий социальные гарантии чернобыльцев, основанный на презумпции виновности государства и его ответственности за моральный, материальный ущерб, ущерб здоровью этих людей их детей и семей" [179].
Сколько же надо было выстрадать ликвидаторам, если на II съезде в декабре 1994 года, принимая важнейший документ "Гражданские и нравственные основы деятельности Союза "Чернобыль" России", они записали "Очень важно понять, что человеческое достоинство страдает не от скудости наших средств на жизнь. Помощь, полученная ценой хлопот и мытарств, унижает человека. По сей день россияне, принявшие на себя чернобыльский удар, вынуждены бороться, протестовать, отстаивать свою честь и права".
"Государственные структуры, по долгу службы обязанные заботиться о людях, потерявших здоровье, по ряду причин не сумели организовать полноценную защиту и материальную поддержку чернобыльцам. Это стало одной из основных причин создания в Москве общественных объединений "Чернобыль-Надежда", "Заслон Чернобылю" и др. "[180] Аналогичные организации были созданы и в других регионах страны. Им были предоставлены определенные экономические льготы, что способствовало накоплению в чернобыльских организациях, имеющих юридический статус, финансовых средств для последующего их распределения среди нуждающихся чернобыльцев.
Вместе с тем, закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" используется отдельными чернобыльцами в корыстных целях.
Так [181] "Рогом изобилия стал закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". На волне популизма 1991 года, когда Ельцин пикировался с Союзом и решил показать, что Россия щедрее, "жертвам" отвалили все, что только могло прийти в голову.
А в 1992 году Верховный Совет приснопамятного Руслана Имрановича добавил со своего барского плеча еще и освобождение от всех таможенных пошлин, и налоговые послабления. Сегодня среди 2 миллионов "подвергшихся воздействию" (сюда входит население 14 "грязных" областей и вынужденные переселенцы из "мертвой зоны") в ликвидаторах ходят 250 тысяч.
Такого халявного закона нет нигде в мире. Во всех странах государство платит исключительно пострадавшим. Мы платим "подвергшимся воздействию" Причем пожизненно".
Подарок Хасбулатова по достоинству оценили предприимчивые купцы: в Россию потянулись колонны беспошлинных иномарок. Согласно данным Государственного таможенного комитета (ГТК), по документам ликвидаторов и эвакуированных в страну ввозится по несколько транспортных средств на одно лицо, в том числе автобусы и грузовики Таможенники уже не удивляются, когда старушка из забытой богом деревушки растаможивает крутой "мерс" или "лендровер". Лишь 5% машин предназначены для самих "чернобыльцев". В остальных случаях обладатели льгот используются в качестве подставных. Один ликвидатор из глухой провинции, где и дорог-то нет признался, что за год провел через границу по своему удостоверению 6 иномарок. Нередко именем "чернобыльца" пытались растаможить целые железнодорожные вагоны и автомобильные фуры с алкоголем и сигаретами. По сведениям ГТК, за один только 1998 год в страну бесплатно прорвались 11 тысяч импортных тачек, а мимо казны уплыло более 130 миллионов долларов (i) не уплаченных таможенных пошлин.
Поправка к "чернобыльскому" закону, лишающая "жертв катастрофы" поблажек при переезде границы, вступила в силу лишь 20 апреля этого года. К тому времени бюджет-99 недосчитался уже 4 миллиардов рублей.
Льготами с успехом пользуется немало ряженных под общественные организации "чернобыльцев" "Чернобыльская организация" - это два с половиной "чернобыльца", от имени которых пронырливые дельцы ворочают деньгами.
Согласно "мудрому" российскому закону, любой человек, хоть на минуту ступивший, на землю 30-ти километровой зоны, автоматически, становился ликвидатором. Вопрос: "А что он там делал?" - считался неприличным. Почему же мы теперь удивляемся, что почетным титулом "ликвидатора" кичатся сотни партийных и профсоюзных шишек, множество административных чинуш, возивших бюрократические бумажки между Москвой и Припятью?! А уж больших и маленьких начальников, приезжающих инспектировать своих подопечных и отсиживавшихся в свинцовых бункерах подальше "от всего этого", на подступах к Чернобылю мельтешило, что мух возле помойки. А некоторые особо находчивые отправляли в Припять гонца проштамповать командировочные на весь "колхоз". Подавляющее большинство всех этих "героев Чернобыля" даже издали не видели разрушенного блока.
Еще в 1996 году союз "Чернобыль" России выступил с инициативой "перетрясти" расплодившихся ликвидаторов, выявить примазавшихся и выкинуть их из рядов подлинных героев. Но не по ведомственному принципу, как выдавались удостоверения, а по месту жительства. Против этой чистки стеной встали Минатом, Минтруд, Минздрав, Минобороны, МВД. Заинтересованные конторы не хотят рассекречивать своих лжегероев, признавать, что заветные "корочки" выдавались не всегда по заслугам.
Украина и Белоруссия своих "чернобыльцев" уже "просеяли". Результат - десятки тысяч самозванцев Россия за 13 лет так и не удосужилась.
Ликвидатор с приставкой "инвалид" получает еще и денежную компенсацию за потерю трудоспособности. Ее величина зависит вовсе не от ущерба нанесенного здоровью, а от размера зарплаты. Вернее, от суммы, значащейся в добытой справке (Некоторым, судя по количеству справок с разных мест, впору вручать вымпел ударника стахановского труда).
Самая богатая страна в мире - Америка - платит своим пострадавшим от радиации один раз 100 тысяч долларов. Причем заядлому курильщику, любителю горячительного и фанату кофе пособие не светит ни при каких условиях он никогда не докажет что виновник, например, легочного заболевания - облучение, а не никотин.
Каста избранных чернобыльских инвалидов "висит" на шее своих же однополчан-ликвидаторов. В бюджете на социальные выплаты всем 2 миллионам "подвергшихся воздействию" заложено 3,6 миллиарда рублей. (Для сравнения на освоение космоса государство смогло наскрести 3 миллиарда, на культуру и искусство - 2,8). Почти четверть этой суммы "съест" горстка из 8 тысяч "новых русских инвалидов". Получая немалые компенсации за потерю трудоспособности, эти "калеки", как правило, продолжают жить и работать на "полную катушку".
В то же время [178]: "социальное положение большей части ликвидаторов, в первую очередь инвалидов, вдов и сирот, достигло критического уровня. В условиях частичной и полной остановки предприятий, компенсация и льготы, согласно законодательству предоставляемые этим гражданам, сегодня реализуются с трудом и не полностью. Большинство ликвидаторов становятся инвалидами в таком возрасте, когда у них на иждивении находятся от одного до трех детей дошкольного возраста.
Растут инвалидизация, смертность. Особую тревогу вызывает возросшее количество самоубийств.
Наше Правительство знает реальную картину бедствия, которое претерпевают сегодня ликвидаторы. Но только сами ликвидаторы изо дня в день на себе испытывают, что это такое, когда страна экономит на своих героях, "латает" бюджет за счет их здоровья, за счет будущего их детей.
Ежедневно задумываешься: дает ли себе отчет государство, что чернобыльцы - сфера его особой ответственности? Они, как солдаты, шли на реактор по приказу Родины. Почему им пришлось заслонять страну от смертоносного атома? Кто виновен в их потерях? Кто разлил море лжи? Но и за вчерашнюю, не свою вину отвечает государство. В этом - гражданская надежность Родины.
Трудно припомнить время, когда Россия жила по-настоящему безбедно. Но при всей своей привычке "выживать" россияне остаются очень чувствительны к неуважению. Тысячи ликвидаторов прошли через Чернобыль, как через войну. Похоже, об этих людях уже забывают… Большая, горькая обида точит чернобыльцев глубже, чем радиация. Только ли наша это беда? - Огромная, бьющая через край безучастность расползается по стране. Но нельзя забывать голос памяти способен пробудить в человеке все самое человеческое.
Надо вернуть - ликвидаторам достоинство героев, которое они по праву заслужили".
Необходимо особо остановиться на проблеме ушедших из жизни участников ЛПК на ЧАЭС.
С частью из них я был лично знаком. Это были профессионалы с большой буквы, до Чернобыля не жаловавшиеся на свое здоровье. Все произошло потом, после их пребывания в загрязненных районах.
С большей частью ликвидаторов знакомство состоялось с помощью СМИ, периодической печати, отчетов по НИР и др.
Конечно, крупным планом, в ходе ретроспективного анализа вклада ликвидаторов в периодической печати достойно раскрывается их благородная и мужественная работа.
Но это не вся, правда, а только часть ее Нередко в СМИ, в статьях публикуются результаты научных исследований, обосновывающие отсутствующих у ликвидаторов взаимной связи их болезней, и даже смертельных исходов и пребывания в Чернобыльской зоне.
Новоявленные "ученые", в основе своей не проводившие настоящих исследований на загрязненной радионуклидами территории, пытаются очернить добрые имена ушедших из жизни участников ЛПК и обосновать необходимость отмены тех льгот, которые были определены соответствующими нормативными документами.
Но обратимся к фактам [177]: "По данным Международной программы Всемирной организации здравоохранения, касающейся последствий Чернобыльской катастрофы для здоровья людей, свыше 800 тысяч человек (из бывшего СССР) были экстренно мобилизованы для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В это число входило более полумиллиона военнослужащих, из которых 250 тысяч - военнослужащие запаса. В основном, это были мужчины репродуктивного возраста, здоровые, энергичные, с высокой профессиональной подготовкой. Кроме того, нельзя не сказать о солдатах срочной службы, юношах 18-20 лет, выполнявших в опасных местах рутинную работу, порой даже не понимавших, что происходит "Кошмар" и "пекло" Чернобыля, ликвидаторы вспоминают каждый по-своему, а все остальные с одинаковым недоумением вглядывались в кадры, запечатлевшие неловкие фигуры солдат, лопатами и руками собиравших радиоактивные осколки на крыше реактора. Однако государство и общество, постепенно забывая о трагедии, стали забывать и о самих ликвидаторах. Причины этого забвения - в бесчеловечной традиции пренебрежения к отдельной человеческой жизни, традиции столь прочно укоренившейся в России за годы тоталитаризма. Инерция бесчеловечности словно обрела самостоятельную жизнь, материализовалась в монстра, пожирающего на корню любые ростки доброты человечности и сострадания.
О ситуации с опасностью для здоровья ликвидаторов прекрасно были осведомлены специалисты соответствующих ведомств. Знали и - "реагировали". Об этом свидетельствуют документы, преданные огласке благодаря усилиям правозащитников.
Приводим выдержки из распоряжения. Третьего главного управления Министерства здравоохранения СССР от 27 июля 1986 года "Об усилении режима секретности при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС":
"4. Засекретить сведения об аварии.
8. Засекретить сведения о результатах лечения.
9. Засекретить сведения о степени радиационного поражения персонала, участвовавшего в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС."
Начальник Третьего главного управления
МЗ СССР ШУЛЬЖЕНКО".
Далее из разъяснения Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны СССР от 08. 07. 87 г. № 205, разосланного военным комиссарам:
" …2. Наличие острых соматических расстройств, а также признаков обострения хронических заболеваний у лиц, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и не имеющих ОЛБ, не должно ставиться в причинную связь с воздействием ионизирующего облучения.
3. При составлении свидетельств о болезни на лиц ранее привлекавшихся к работам на ЧАЭС и не перенесших ОЛБ в пункте 10 не отражать факт привлечения к указанным работам и суммарную дозу облучения, не достигшую степени ОЛБ.
Начальник 10-й ВВК,
полковник медицинской службы БАКШУТОВ".
Представленный выборочный анализ сложившихся жизненных условий чернобыльцев и работы их общественных организаций показывает, что их судьбы сложились по-разному.
Однако основной вывод о чернобыльских организациях сводится к тому, что на сегодняшний день граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, к сожалению, не сплотились в единую монолитную организацию, способную постоять за свои интересы.
Часть организаций добились значительных успехов в своей работе, к примеру, общественная организация "Инвалидов Чернобыля ЦАО г. Москвы", другие - прозябают…, третьи - полностью зависят от помощи государственных учреждений. Наибольшее количество карликовых организаций чернобыльцев формируется на базе использования льгот, предоставляемых государством или частными организациями. Руководители таких организаций заботятся в основном о себе и забывают, о помощи нуждающимся чернобыльцам.
В свою очередь жизнь чернобыльцев сложилась по-разному. Одни стали "новыми русскими", другие нищенствуют.
Среди чернобыльцев появились и такие кто по несколько раз в год, не за свой счет, отдыхают в санаториях, проходят несколько курсов лечения, пользуясь тем, что нет единого учета, те элементарного порядка.
Известно, что всех ликвидаторов объединила чернобыльская беда! Этого они не должны забывать!
Исходя из этого, с учетом прошлых ошибок, надо совершенствовать организационную структуру чернобыльцев и их социально-экономическую защиту.
Наиболее прогрессивной и боевой может быть единая чернобыльская организация страны, созданная по территориальному принципу. Такой подход позволит "дойти" до каждого чернобыльца вне зависимости, инвалид он или еще им не стал, или его уже нет, а остались вдова и дети.
По такому пути необходимо идти Союзу "Чернобыль" предварительно вобрав в себя все "единоличные" чернобыльские организации вне зависимости от их ведомственного подчинения и желаний "больших" и "малых" президентов возглавляющих эти организации.
Нужна гласность. Выходят чернобыльские газеты. Так пусть в газетах отчитываются руководители об адресной помощи нуждающимся конкретно, куда и сколько израсходовано денег, сколько получают их водители и другие сотрудники фондов, организаций и др.
В нашей стране принято критиковать правительство, руководителей государственных учреждений, а у себя чернобыльцы не могут навести элементарного порядка. Надо, чтобы любой чернобылец мог прийти в свою организацию и ознакомиться с доходными и расходными ведомостями, другой документацией. Нет необходимости делить чернобыльцев на инвалидов и не инвалидов.
Можно надеяться, что с учетом сказанного и других предложений чернобыльское движение будет совершенствовать свою работу, откажется от бюрократических изъянов и кардинально улучшит заботу о нуждающихся.
Социальная защита должна сосредоточиваться, прежде всего, на простых тружениках Чернобыля! Забота о ликвидаторах, семьях погибших ликвидаторов - святой долг государства, чернобыльских общественных организаций России, других общественных организаций, каждого чернобыльца пока он в строю. И должно быть не так как складывается практика в отдельных чернобыльских общественных организациях в вопросах награждения, когда представляется к орденам и медалям в первую очередь руководящий состав этих организаций.