К вопросу о дифференциации размеров сумм ВВЗ
Добавлено: 03 фев 2010, 17:33
Ответ Зам преда ВС РФ на запрос первого заместителя председателя
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Российской Федерации
Поварская ул., д. 15, Москва, 121260
28 декабря 2009 г. № 2 общ.-3835
На № 3.2- 32/1557 от 19.11.09
Первому заместителю председателя
Комитета Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
по труду и социальной политике
И.Н. Габдрахманову
Уважаемый Ильдар Нуруллович!
В связи с Вашим обращением по вопросу о значительной дифференциации в размерах сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда. причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо в выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачиваемых инвалидам-чернобыльцам на основании решений судов общей юрисдикции, которыми, по Вашим словам, эти суммы взыскиваются без учета максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, сообщаю следующее.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации в отношении дел указанной категории изложена в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как разъяснено судам в данном пункте, рассматривая дела по искам инвалидов о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, необходимо учитывать, что с 15 февраля 2001 года до 1 января 2005 года правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года№ 31 -ФЗ).
В силу названной нормы Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года №3061-1) возмещение вреда гарантировалось выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависел только от группы инвалидности.
В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года (времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001 года вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с данной катастрофой, частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-Ф3) предоставлялось право на получение ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, не превышающей максимального размера данной выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
До вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ части первая и вторая названной выше нормы предусматривали ограничение ежемесячных выплат максимальным размером, равным 10000 рублей. Однако это ограничение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 42 и 55 (часть 2), Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П (пункт 3 резолютивной части). Согласно этому Постановлению впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивалась выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, предусмотренных Федеральными законами "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве" и "О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год" (часть 1 статьи 16).
Таким образом, указанное в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации ограничение максимального размера ежемесячных сумм распространяется на всех инвалидов, получавших возмещение вреда здоровью до 15 февраля 2001 года, а также на семьи, потерявшие кормильца, которым ежемесячная денежная сумма была назначена после этой даты, независимо от времени их обращения в суд.
С 1 января 2005 года аналогичный порядок возмещения вреда, причиненного указанным выше лицам, закреплен в пункте 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и в статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
До настоящего времени изложенная позиция Верховного Суда Российской Федерации изменений не претерпела.
Кроме того, в случае несогласия с вынесенными по конкретным делам судебными постановлениями, в том числе в части правильности расчета взыскиваемых судом денежных сумм, их можно обжаловать в вышестоящий суд в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Что же касается вопроса о размерах ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (в твердых суммах, предусмотренных пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан. подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", или же - в установленных случаях - в сумме, назначенной до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год), то его разрешение относится к полномочиям законодателя, осуществляющего в рамках Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного гражданам в результате радиационных катастроф и аварий. Оценка обоснованности принятого федеральным законодателем решения к компетенции Верховного Суда Российской Федерации не относится.
С уважением,
В.Н. Соловьев
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Российской Федерации
Поварская ул., д. 15, Москва, 121260
28 декабря 2009 г. № 2 общ.-3835
На № 3.2- 32/1557 от 19.11.09
Первому заместителю председателя
Комитета Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
по труду и социальной политике
И.Н. Габдрахманову
Уважаемый Ильдар Нуруллович!
В связи с Вашим обращением по вопросу о значительной дифференциации в размерах сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда. причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо в выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачиваемых инвалидам-чернобыльцам на основании решений судов общей юрисдикции, которыми, по Вашим словам, эти суммы взыскиваются без учета максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, сообщаю следующее.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации в отношении дел указанной категории изложена в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как разъяснено судам в данном пункте, рассматривая дела по искам инвалидов о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, необходимо учитывать, что с 15 февраля 2001 года до 1 января 2005 года правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года№ 31 -ФЗ).
В силу названной нормы Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года №3061-1) возмещение вреда гарантировалось выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависел только от группы инвалидности.
В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года (времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001 года вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с данной катастрофой, частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-Ф3) предоставлялось право на получение ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, не превышающей максимального размера данной выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
До вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ части первая и вторая названной выше нормы предусматривали ограничение ежемесячных выплат максимальным размером, равным 10000 рублей. Однако это ограничение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 42 и 55 (часть 2), Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П (пункт 3 резолютивной части). Согласно этому Постановлению впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивалась выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, предусмотренных Федеральными законами "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве" и "О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год" (часть 1 статьи 16).
Таким образом, указанное в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации ограничение максимального размера ежемесячных сумм распространяется на всех инвалидов, получавших возмещение вреда здоровью до 15 февраля 2001 года, а также на семьи, потерявшие кормильца, которым ежемесячная денежная сумма была назначена после этой даты, независимо от времени их обращения в суд.
С 1 января 2005 года аналогичный порядок возмещения вреда, причиненного указанным выше лицам, закреплен в пункте 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и в статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
До настоящего времени изложенная позиция Верховного Суда Российской Федерации изменений не претерпела.
Кроме того, в случае несогласия с вынесенными по конкретным делам судебными постановлениями, в том числе в части правильности расчета взыскиваемых судом денежных сумм, их можно обжаловать в вышестоящий суд в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Что же касается вопроса о размерах ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (в твердых суммах, предусмотренных пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан. подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", или же - в установленных случаях - в сумме, назначенной до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год), то его разрешение относится к полномочиям законодателя, осуществляющего в рамках Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного гражданам в результате радиационных катастроф и аварий. Оценка обоснованности принятого федеральным законодателем решения к компетенции Верховного Суда Российской Федерации не относится.
С уважением,
В.Н. Соловьев