форум чернобыльцев

общение, помощь, советы по проблемам участников ликвидации катастрофы на ЧАЭС и пострадавших от неё, и др. техногенных катастроф
Текущее время: 10 дек 2018, 16:09

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Трагедия Приморской Чажмы
СообщениеДобавлено: 09 авг 2010, 14:07 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2007, 12:31
Сообщения: 801
Трагедия Приморской Чажмы http://www.vostokmedia.com/n80963.html

ВЛАДИВОСТОК. 3 августа. ВОСТОК-МЕДИА - 10 августа 1985 года - черный день в истории Тихоокеанского флота и судоремонтной промышленности Приморья. 25 лет назад на атомной подводной лодке "К-431" (675-й проект) произошел взрыв в ядерном отсеке.
Многие из ликвидаторов последствий страшной катастрофы уехали в западные регионы страны, кто-то уже умер. Автору этих строк в свое время удалось отыскать в нашей глубинке не просто очевидца. Этот человек командовал отрядом, в который входила печально известная субмарина. Он в числе первых возглавил спасательную операцию. Это боевой офицер, ветеран подразделений особого риска России Анатолий Георгиевич Крашенинин.
Капитан I ранга Анатолий Крашенинин в 1985 году был начальником штаба и исполнял обязанности командира соединения ремонтируемых на 30-м судоремонтном заводе ВМФ атомных подводных лодок. В августе на режимном предприятии в бухте Чажма на ремонте находились восемь субмарин всех трех дивизий 4-й флотилии Тихоокеанского флота, базирующихся в Приморье. АПЛ находились в двух плавучих доках и возле причалов. У второго плавучего причала была пришвартована лодка "К-431". На ракетоносце завершались ремонтные работы, оставалось провести испытания, загрузить боевое оружие и отправиться в поход. Сроки поджимали, командование флота и флотилии держало ситуацию под контролем.
Каперанг Крашенинин в ночь с пятницы на субботу был старшим ответственным по соединению. Утром 10 августа он сдал дежурство заместителю командира соединения по электромеханической части капитану II ранга Воронко. Зашел на "К-431", чтобы попрощаться с командиром лодки капитаном II ранга Федчиком. Весь личный состав собрался в первом отсеке на политзанятие. Лишь восемь офицеров и два матроса срочной службы БЧ-5 (боевая электромеханическая часть) отправились в реакторный отсек. В их числе находился и зам. командира дивизии (из поселка Ракушка) по электромеханической части капитан II ранга Целуйко. Все офицеры считались хорошими специалистами.
Обстановка нормальная, впереди выходные дни. Испытания на герметичность реакторного отсека запланированы на понедельник. Можно было и отдохнуть. С моря дул южный ветерок, по сопкам стелился туман, накрапывал дождик. Анатолий Георгиевич вместе с семьей со спокойной душой в начале десятого отправился за грибами. Грибов в тот год уродилось много.
Ровно через час прибегает посыльный из штаба соединения. Лицо матроса было белым, как мел.
- Товарищ командир, в заводе лодка взорвалась!
Через несколько часов происшествие переквалифицировали из "аварии" в "катастрофу".
Все, кто оказался в тот момент на территории завода, получили облучение. Поселку Дунай и нынешнему городу Фокино повезло - первый радиоактивный выброс ветром унесло в нежилую зону, через бухту в лес.
Буквально сразу же начались спасательные работы. Их возглавил кавторанг Воронко, следом прибыл каперанг Крашенинин, чуть позже приехали начальники Приморской эскадры, флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота, включая командующего и начальника штаба ТОФ - адмиралов Сидорова и Хватова. Руководство спасательной операцией взяли на себя специалисты химической службы флота.
Когда произошла авария, между причалом и "К-431" находилось плавучее дозиметрическое судно. Именно с него вначале, а потом и с причалов подали шланги и стали заливать реактор. Первыми героями стали рабочие 30-го судоремзавода, экипажи пострадавшей и всех соседних лодок. В опасной зоне какое-то время они трудились без средств защиты и спецодежды. Именно они справились с бушевавшим огнем в надстройке и шахте.
Через четыре часа из-за большого объема воды внутри лодка дала осадку. Чтобы не утопить субмарину, ее буксирами оттащили на мелководье.
Несмотря на выходной день, стали приезжать рабочие судоремонтного предприятия, был поднят на ноги гарнизон. После обеда все уже были в комплектах спецзащиты. Работали они группами, меняя друг друга через одну-две минуты. Тонны воды закачивались из моря, сбивая температуру и снижая радиацию. Было задействовано несколько сот человек. Только благодаря их поистинне героическим усилиям не произошло заражения на юге Приморья наподобие Хиросимы или Чернобыля, наш край не превратился в безлюдную пустыню, и здесь живут здоровые люди.
Случаев трусости не было. Только один командир вспомогательного соединения попросил у вышестоящего начальства отдать ему письменный приказ вместо устного - его тут же убрали и, говорят, уволили со службы.
Всех вспомнить невозможно. Но несколько фамилий офицеров и мичманов назвать надо: Воронко, Барчан, Федчик, Рыжук, Бойко, Логунов. Всем им и сотням других известных и безымянных спасателей низкий поклон.
Вся информация, связанная с чажменской трагедией, была строго засекречена. Людям пришлось довольствоваться слухами и сообщениями иностранных радиостанций. Если бы имелись полные сведения, то, не исключено, можно было бы избежать в 1986 году чернобыльской трагедии. Комитет госбезопасности и контрразведка флота запретили всякую информацию. Даже врачам не разрешалось сообщать людям, какую они получили дозу облучения, рассказывал Крашенинин.
Была проведена самая тщательная проверка случившегося. В государственную комиссию вошли физики-ядерщики, представители Минатома и Главкомата ВМФ.
Многих начальников круто наказали, отстранили от должностей, объявили выговоры.
10 человек, находившиеся в реакторном отсеке, погибли мгновенно. Фрагменты тел по мере всплытия собирали две недели. Еще один офицер, заглянувший в шахту через несколько минут после взрыва, скончался на следующей неделе. Сколько всего человек погибло от радиации, неизвестно до сих пор, многие умерли от онкологических заболеваний позднее.
Есть несколько версий причины взрыва. Мне довелось услышать одну - крышка реактора, после проведения работ, не закрылась плотно до конца. Существует единственное объяснение тому, почему не удалось добиться полной герметичности: при сварочных работах между стенкой и крышкой оказался обломок электрода. Тогда было принято решение подцепить крышку краном. Вместе с верхней плоскостью энергетической установки подалась вверх и компенсационная решетка, и защитные графитовые стержни оказались снаружи. Началась цепная реакция, быстрый подъем температуры - и взрыв!
"К-431" с заводским номером 175 была спущена на воду в середине 60-х годов прошлого столетия. Находилась в составе соединения в заливе Владимира (поселок Ракушка Ольгинского района Приморья). Периодически несла боевое дежурство в Тихом океане. На борту находилось восемь крылатых ракет, которые могли быть снабжены ядерными боеголовками, и 20 торпед. Личный состав включал порядка 100 человек, около половины из них были офицеры и мичманы.

Характеристика атомоходов проекта 675 (построены в 1960 - 1968 годах):
Длина наибольшая - 115,4 метра
Ширина наибольшая - 9,3 метра
Средняя осадка - 7,8 метра
Водоизмещение нормальное - 4500 куб. метров
Водоизмещение полное - 5760 куб. метров
Полная скорость подводного хода - 29 узлов
Рабочая глубина погружения - 240 метров
Предельная глубина погружения - 300 метров
Автономность - 50 суток
Все эти годы - 25 лет - субмарина находилась в одной из южных бухт Приморья, поддерживаемая понтонами от затопления. В конце нынешнего июля списанная атомная субмарина «К-431», на которой в августе 1985 года произошла авария с гибелью людей, была доставлена морским буксиром для разделки на военный завод «Звезда» в Приморье.
Первоначально планировалось демонтировать атомную субмарину в плавучем доке 30-го судоремонтного завода в поселке Дунай. Такое решение вызвало массовый протест у жителей поселка, считающих, что ДОК не приспособлен для безопасной разделки лодки. Тогда было принято решение отбуксировать аварийное судно на завод «Звезда».
На предприятии, имеющем современные, безопасные технологии для демонтажа АПЛ, все готово для полной утилизации списанной субмарины. Операцию планируется завершить до конца года.
Пирс где стояла субмарина

Николай КУТЕНКИХ,
главный редактор РИА «Восток-Медиа»


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13 авг 2010, 11:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 апр 2010, 00:37
Сообщения: 2
Несмотря на выходной день, стали приезжать рабочие судоремонтного предприятия, был поднят на ноги гарнизон. После обеда все уже были в комплектах спецзащиты. Работали они группами, меняя друг друга через одну-две минуты. :roll: Рабочие(гражданские)в этот день (суббота) вышли на работу по приказу,а после взрыва все побежали кто куда, какой дурак станет приезжать: последствия взрыва посмотреть что ли? Я служил в судоремонте и принимал непосредственное участие в ликвидации аварии , и без всяких комплектов спецзащиты - у нас их и в помине не было.Гражданские после этого начали массово увольняться,а нам досталось "по самое не хочу".В последствии на мой запрос в МО о ветеранах подразделения особого риска был ответ что уни не сведений об участии.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

| |

Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB