По моему, этот случай похож на Ваш.
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2015 г. по делу N 33-7057/2015
Судья Петухова О.Н.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2015 года апелляционную жалобу администрации городского округа Железнодорожный Московской области
на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 10 декабря 2014 года по делу по заявлению М. к администрации городского округа Железнодорожный Московской области, МЧС России, Правительству Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области об оспаривании действий, восстановлении нарушенных прав,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения М., ее представителя Д., представителя МЧС России Б.,
установила:
М. обратилась в суд с заявлением, в котором, уточнив требования, просила признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам N 9 от 11 сентября 2014 года, содержащееся в протоколе заседания общественной комиссии по жилищным вопросам N 9 от 11 сентября 2014 года, в части снятия М. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий путем обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и отмены пункта 4.2. протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам N 7 от 25 июля 2014 года; обязать администрацию городского округа Железнодорожный МО восстановить заявителя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий путем обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1224-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Законом РФ от 04 июня 2011 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в ст. ст. 14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 25 июля 2014 года.
Свои требования мотивировала тем, что является выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение из населенного пункта, подвергшегося радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 28 августа 1990 года по 13 августа 2013 года, у нее имеется удостоверение установленного образца, снята с учета нуждающихся учета нуждающихся в улучшении жилищных условий путем обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета и в соответствии с указанными выше федеральными законами без законных оснований.
В судебном заседании М. и ее представитель заявленные уточненные требования поддержали.
Представители администрации городского округа Железнодорожный Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области, Правительства Московской области, МЧС России в судебное заседание не явились, заинтересованные лица о дате и времени судебного заседания извещались.
Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 10 декабря 2014 года заявление М. удовлетворено частично.
Не согласившись с постановленным по делу решением, администрация городского округа Железнодорожный Московской области обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В силу положений статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском процессуальном производстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Усматривается, что М., 28 августа 1990 года рождения, является добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение из населенного пункта, подвергшемуся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 28 августа 1990 года. Согласно удостоверению выехавшей из зоны проживания с правом на отселение серии АК N 078505 от 26 июня 2014 года (л.д. 20), заявитель проживала в данной зоне - г. Клинцы Брянской области с 28 августа 1990 года по 13 августа 2013 года. Удостоверение является бессрочным и действует на всей территории РФ.
М. с 21.08.2013 года зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 39, 8 кв. м, в том числе жилой площадью 22,8 кв. м, принадлежащем на праве собственности А.Ю. (л.д. 18, 19, 21, 22).
М. на правах собственности жилых помещений на территории РФ не имеет (л.д. 17, 78).
Судом установлено, что 02 июля 2014 года М. обратилась в администрацию г.о. Железнодорожный Московской области с заявлением о постановке ее на учет для обеспечения ее жилой площадью как добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение, как пострадавшая, в результате радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (г. Клинцы Брянской области), приложив к нему ксерокопию паспорта, ксерокопию удостоверения АК N 078505, ксерокопию свидетельства о государственной регистрации права, выписку из домовой книги, выписку из финансово-лицевого счета, справку из ЕГРП (копию), договор найма жилого помещения (л.д. 68, 68 оборот);
25 июля 2014 года М. была поставлена администрацией г.о. Железнодорожный Московской области на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий путем обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1224-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Законом РФ от 04 июня 2011 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в ст. ст. 14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
15 сентября 2014 года администрацией городского округа Железнодорожный Московской области было принято постановление N 1835 об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам N 9 от 11 сентября 2014 года (л.д. 14, 14 оборот), в соответствии с которым М. была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1224-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Законом РФ от 04 июня 2011 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в ст. ст. 14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а п. 4.2. протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам N 7 от 25 июля 2014 года, утвержденный постановлением администрации г.о. Железнодорожный Московской области от 25 июля 2014 года за N 1425 (л.д. 16, 16 оборот) был отменен.
17 сентября 2014 года письмом Управления по жилищным вопросам администрации г.о. Железнодорожный Московской области было сообщено М. о принятом выше решении и направлена выписка из протокола заседания общественной комиссии (л.д. 13).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Порядок возмещения вреда и меры социальной поддержки таких граждан установлены ст. 17 Закона.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Исходя из смысла приведенных норм, М. относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан).
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, как верно указал суд, Жилищный кодекс РФ устанавливает различные требования для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма: жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, которые не только являются нуждающимися в жилых помещениях, но и признаны малоимущими; жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Материалами дела подтверждается наличие оснований для признания М. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджета Российской Федерации, поскольку ее право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судом при этом отвергнуты доводы доводам представителей заинтересованных лиц - администрации г.о. Железнодорожный Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области о том, что ее право на постановку на учет по указанному ей основанию зависит от признания ее малоимущей и от длительности ее проживания на территории Московской области (не менее 5-ти лет) в установленном законом порядке, с чем судебная коллегия соглашается, принимая во внимание, что Закон Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", которым установлены критерий длительности проживания, регулирует порядок учета граждан, которые являются малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.
Между тем, как следует из положений ст. 49 ЖК РФ, закон различает граждан, являющихся малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. В последнем случае право гражданина на обеспечение жилым помещением должно быть предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Суд правильно принял во внимание, что из содержания заявления М. от 02.07.2014 года усматривается, что она просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не как малоимущую и не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющую право на обеспечение жилым помещением, которое установлено в федеральным законом и за счет федерального бюджета.
Право М. на обеспечение жилым помещением государственного жилищного фонда установлено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и подтверждается удостоверением установленного образца серии АК N 078505 от 26 июня 2014 года.
Статья 17 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, переселенного (выехавшего добровольно) из зоны отселения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к длительности проживания соответствующей категории граждан на территории того или иного субъекта Российской Федерации и признания их малоимущими.
Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что М. является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджета Российской Федерации, так как ее право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и законом РФ от 04 июня 2011 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в ст. 14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что постановление администрации г.о. Железнодорожный Московской области от 15 сентября 2014 года за N 1835 об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам N 9 от 11 сентября 2014 года не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, нарушает права и законные интересы М., в связи с чем заявленные ею требования к администрации г.о. Железнодорожный Московской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявление М. с аналогичными требованиями к Министерству строительного комплекса Московской области, МЧС России, Правительству Московской области удовлетворению не подлежит, поскольку упомянутые заинтересованные лица надлежащими ответчиками по данному спору не являются.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного городского суда Московской области от 10 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.