ЗАМЕЧАНИЯ Союза "Чернобыль" России
по проекту Постановления Правительства РФ
«О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе».
Рассмотрев проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе», разработанный Министерством обороны РФ, Союз «Чернобыль» России считает необходимым отметить следующее.
Пункт 35 данного проекта вводит исключение из заболеваний, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, признаваемых военной травмой, заболевания, полученные военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения в Чернобыле и в подразделениях особого риска, что противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, устанавливающим понятие «военной травмы», а именно:
• Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статья 15 которого устанавливает, что
«Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы»
• Федеральному закону от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», статья 21 которого устанавливает, что
«инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг».
• Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", часть 8 статьи 3 которого устанавливает, что далее в законе «военной травмой» именуются увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученные при исполнении обязанностей военной службы.
Все эти Федеральные законы определяют военную травму как увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание, полученные при исполнении обязанностей военной службы. Т.е., всякое увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание, полученные при исполнении обязанностей военной службы - никаких исключений для этих увечий и заболеваний все эти законы не содержат и не делегируют Правительству РФ полномочий устанавливать такие исключения.
Таким образом Постановление Правительства РФ превышает свои полномочия, вводя исключения, не предусмотренные законодателем в Федеральных законах, чем нарушает конституционные права граждан. Согласно статье 19 Конституции РФ все равны перед законом. Конституция РФ запрещает дискриминацию граждан по какому-либо признаку. В данном случае налицо дискриминация военнослужащих, исполнявших обязанности военной службы в Чернобыле и в подразделениях особого риска, по сравнению со всеми остальными военнослужащими.
Считаем, что правильным будет внесение изменений в подпункты «в» и «г» пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, приведя их в соответствие с Федеральными законами, изложив в следующем виде:
«в) "военная травма, связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС" - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
г) "военная травма, связана с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;».
И вот комментарий Министерства обороны:
Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, (далее – Положение о ВВЭ) предусмотрены различные формулировки заключений военно-врачебной комиссии: «военная травма» и «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС». Проектом постановления вносятся изменения в Положение о ВВЭ, направленные на устранение нормативных коллизий при применении военно-врачебными комиссиями вышеуказанных формулировок заключений о причинной связи полученных заболеваний и увечий с прохождением военной службы.
Существующее специальное правовое регулирование в отношении граждан, проходивших военную службу (приравненную к ней службу), военные сборы и получивших заболевание в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, установлено с 1991 года.
Ранее действовавшие положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 390 и от 25 февраля 2003 г. № 123, также предусматривали на ряду с формулировкой «военная травма» отдельные формулировки: «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» и «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».
Согласно части 7 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-I) причинная связь развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы устанавливается межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Часть 6 статьи 24 Закона № 1244-I предусмотрено, что под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Закрепленная Правительством Российской Федерации наряду с другими формулировками заключений военно-врачебных комиссий формулировка «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС» (если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) в полной мере согласуется с положениями Закона
№ 1244-I, и направлена на реализацию прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Закон № 1244-I, являющийся специальным для граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, предусматривает установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности (а не военной травмы и инвалидности) с последствиями чернобыльской катастрофы.
Статьей 29 Закона № 1244-I определено, что назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г.
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.
№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» вопросы определения военно-врачебными комиссиями причинной связи заболеваний с прохождением военной службы, в том числе с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, не регулируют.
Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», содержит общие нормы права, устанавливающие денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, и вопросы компетенции военно-врачебных комиссий по определению причинной связи увечий, заболеваний не регулирует.
Учитывая изложенное, Положением о ВВЭ правомерно разделяются формулировки «военная травма» (выносимая при связанных с исполнением обязанностей военной службы увечьях, заболеваниях) и «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» (выносимая в случае, если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Таким образом, введение новых, предложенных Союзом «Чернобыль» России, формулировок заключений военно-врачебных комиссий о причинной связи заболеваний с аварией на Чернобыльской АЭС в проект постановления не целесообразно.
Данная позиция подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. № АКПИ13-1150, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2014 г.
№ АПЛ 14-124, по иску Подачевой Р.Т., обратившейся в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта «в» пункта 94 Положения о ВВЭ. Подачевой Р.Т. в заявлении указала, что оспариваемая норма противоречит части 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», пунктам 2 и 4 статьи 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункту «а» статьи 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поскольку не содержит слов «военная травма», и препятствует получению Подачевой Р.Т. ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Названными судебными постановления определено, что подпункт «в» пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе признан не противоречащим законодательству Российской Федерации, а жалоба Подачевой Р.Т. оставлена без удовлетворения.
Учитывая, что Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-I действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространены на граждан из подразделений особого риска включение предлагаемой Союзом «Чернобыль» России формулировки заключений военно-врачебных комиссий в отношении граждан, принимавших непосредственное участие в подразделениях особого риска в проект постановления также не целесообразна.