Проштудировал определения КС. Везде они ссылаются на ч. 3 ст. 5.и это не зависит по суду получаешь, или нет и что эта статья направлена именно на инфляционное возмещение вреда пострадавшим после аварии на ЧАЭС.
Всем упорно спорящим, но при этом невнимательно читающим тексты нормативных документов и судебных решений, а также им бурно аплодирующим, особенно с витиеватой аббревиатурой В.М.
Наш закон не предусматривает выплат по судебным решениям, а соответственно и не может защищать их положениями части третьей статьи 5 базового Закона.
Ниже приведен (для сомневающихся в моей компетенции) развернутый комментарий, специалистов в области социального права, к данной норме с перечислением перечня выплат к которым применима защита от инфляции в соответствии с положениями части третьей статьи 5 базового Закона.
Далее. Части третьей статьи 5 базового Закона, посвящены 48 решений КС РФ: 1 Постановление и 47 Определений. От Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П, до Определения Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 327-О.
Ни в одном решении КС РФ не говорится о применении положений части третьей статьи 5 базового Закона для дальнейшей индексации ежемесячных выплат по вступившим в законную силу судебным решениям. Спор идет лишь о том: правильно или нет, суды общей юрисдикции применили тот или иной критерий индексации при вынесении решения.
Более того КС РФ четко обозначил свою позицию в данном вопросе (Определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2402-О):
«При этом ни сама по себе статья 5, ни принятые на ее основе нормативные правовые акты не предполагают проведение какого-либо перерасчета установленных в соответствии с судебными решениями размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Фрагменты из решений КС РФ.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2402-О:
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление механизма индексации сумм возмещения вреда и компенсационных выплат для граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и ее критериев является прерогативой законодателя (Постановление от 19 июня 2002 года N 11-П; Определения от 25 марта 2003 года N 49-О, от 4 октября 2005 года N 364-О и др.). Часть третья статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направлена на обеспечение антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и права заявителя, перечисленные в жалобе, не нарушает.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации ежегодно проводится индексация размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом ни сама по себе статья 5, ни принятые на ее основе нормативные правовые акты не предполагают проведение какого-либо перерасчета установленных в соответствии с судебными решениями размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, как видно из представленных материалов, размер производимых заявителю компенсационных выплат превышает размеры, установленные соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. Исчисление же размера компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции, которые должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 326-О:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
В Определении от 4 октября 2005 года N 364-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил конституционно-правовой смысл положений статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как не предполагающих придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Таким образом, оспариваемые положения (в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 4 октября 2005 года N 364-О) направлены на обеспечение социальной поддержки граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Разрешение же вопроса об оценке правильности применения соответствующих критериев индексации в отношении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленной заявителю, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Из Комментария к статье 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (постатейный) (Новикова Н.А., Тимофеева Н.Ю., Бевзюк Е.А.)
4. Часть третья комментируемой статьи устанавливает правила индексации выплат, установленных комментируемым Законом. В частности, комментируемая норма устанавливает, что размеры выплат гражданам, установленные комментируемым Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1) суммы, подлежащие выплате гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежат индексации. При этом под индексацией надлежит понимать один из способов защиты населения от инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты, выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан с учетом роста цен на потребительские товары и услуги <1>. Индексация зависит от уровня инфляции, который традиционно устанавливается федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год. В частности, в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ ожидаемый уровень инфляции не должен превысить 6%;
--------------------------------
<1> См.: Новый экономический словарь / Под редакцией А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2006.
2) индексации в соответствии с положениями комментируемого Закона подлежат не все виды выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В частности, как указывает комментируемая норма, индексации в соответствии с положениями комментируемого Закона подлежат только те виды выплат, индексация которых не предусмотрена иными нормативными актами (законами). Представляется, что эта норма является не очень удобной в практическом применении, так как правоприменителю приходится обращаться к достаточно большому количеству нормативных актов, с тем чтобы оценить правомерность индексации конкретной выплаты на основании комментируемого Закона.
В настоящее время в соответствии с положениями комментируемого Закона индексируются следующие виды выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - ежемесячные, ежегодные и единовременные компенсации и иные выплаты:
- ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров;
- ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны с правом на отселение;
- ежемесячная денежная компенсация детям, находившимся на территории зоны проживания с правом на отселение в состоянии внутриутробного развития и родившимся до 1 апреля 1987 г.;
- ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы;
- дополнительное пособие зарегистрированным в установленном порядке безработным в зоне проживания с правом на отселение;
- ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
- ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.;
- дополнительное пособие зарегистрированным в установленном порядке безработным при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
- ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы;
- ежемесячная денежная компенсация детям, находившимся на территории зоны отселения до их переселения в другие районы в состоянии внутриутробного развития и родившимся до 1 апреля 1987 г.;
- ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания или работы;
- дополнительное пособие зарегистрированным в установленном порядке безработным в зоне отселения до их переселения в другие районы;
- ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности);
- ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение;
- ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
- ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы;
- ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа;
- ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет;
- ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям;
- ежемесячная компенсация на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса;
- ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет;
- ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях;
- ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям;
- ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям;
- ежемесячная компенсация за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии;
- ежегодная компенсация на оздоровление;
- ежегодная компенсация за вред здоровью;
- ежегодная компенсация на оздоровление;
- ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца;
- единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства на каждого переселяющегося члена семьи;
- единовременное пособие беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- единовременная компенсация за вред здоровью, пособие на погребение.
Таким образом, как мы видим, данный список является весьма объемным. Иными словами, практически все выплаты, причитающиеся гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежат индексации в соответствии с нормами комментируемого Закона;
3) в соответствии с положениями комментируемой нормы порядок индексации выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с комментируемым Законом должен определяться Правительством РФ.
Интересно также отметить, что вопросы индексации денежных выплат, причитающихся гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, неоднократно становились предметом судебных разбирательств, в том числе на уровне Конституционного Суда РФ. В частности, Определением Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г. N 364-О установлено, что комментируемые нормы не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений.
При этом в случае, если применение установленного нижеследующими нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.