Я думаю, что администратор, который близок к теме радиационной безопасности, сразу поймет, что хотели эти товарищи из СПб. То есть грубо, снять степень зараженности с территорий, подвергшихся загрязнению . Тем самым сберечь бюджетные средства, выделенные на защиту и профилактику лиц проживающих там. Могу сказать только одно. Просто поразителен сей вредительский фонтан законотворчества некоторых лиц.
Концепция Закона о социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации
Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был принят 15.05.1991.
В 1992 году была принята новая редакция Закона, которая к настоящему времени претерпела большое количество изменений и дополнений.
За прошедший период времени законодательство Российской Федерации так же претерпело изменения, в связи с чем Закон стал не только внутренне противоречив, но вступает в конфликт с иными законодательными актами Российской Федерации.
Несовершенство законодательства приводит к массовым обращениям граждан в судебные органы различных уровней, дополнительным расходам федерального бюджета, в том числе и на судебные расходы.
Проведенный анализ действующего законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, позволяет сделать вывод о необходимости кардинального пересмотра действующего закона, принятии новой редакции в соответствии с иными законами Российской Федерации.
Современная радиационно-гигиеническая обстановка на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению
За годы, прошедшие после катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате естественных процессов и защитных реабилитационных мероприятий произошло объективное улучшение радиационной обстановки на всех территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению - снижение плотности радиоактивного загрязнения и гамма-фона на местности.
Первоначально, при отсутствии надежных дозиметрических данных, критерием границ зоны радиационной аварии был принят показатель плотности радиоактивного загрязнения местности, превышающий 1Ки/км2. Даже на сегодняшний день плотность радиоактивных выпадений на местности, превышающая эту величину сохраняется на территории 17 областей Российской Федерации.
В результате многочисленных и тщательных дозиметрических исследований было установлено, что у населения, проживающего на территории, загрязненной цезием-137 с плотностью 1 Ки/км2 за год формируется, дополнительно к естественному фону, суммарная эффективная доза внешнего и внутреннего облучения 0,05-0,06 мЗв, что примерно в 20 раз меньше установленного Нормами радиационной безопасности допустимого предела годового облучения населения от источников ионизирующего излучения (1 мЗв).
На территориях, где плотность загрязнения местности цезием-137 составляет 1-5 Ки/км2 (37-185 ГБк/км2) значения мощности экспозиционной дозы излучения от земли находятся в пределах естественных колебаний, характерных для всей территории Российской Федерации (10-20 мкР/час), средние годовые эффективные дозы облучения населения на этих территориях составляют 0,06-0,3 мЗв. Случаев содержания цезия-137 в сельскохозяйственной продукции выше допустимых нормативов (СанПиН-96) в районах с плотностью загрязнения до 200 ГБк/км2 не отмечено.
Радиационно-гигиеническую ситуацию на этих территориях можно считать нормализовавшейся, не требующей проведения дополнительных мероприятий по радиационной защите населения.
Согласно утвержденной и введенной в действие в 1999 году в Российской Федерации второй редакции Норм радиационной безопасности (НРБ-96), критерием, характеризующим уровень безопасного проживания населения, является среднегодовая эффективная доза его облучения. Допустимым и не требующим вмешательств определено дополнительное (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучение населения от радиоактивных выпадений, образующее среднегодовую эффективную дозу, не превышающую 1 мЗв/год (0,1 бэр). С 2000 года для населения введен предел допустимой накопленной эффективной дозы техногенного облучения за жизнь в 70 мЗв.
На территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению свыше 1 Ки/км2 (37 ГБк/км2) завершена работа по определению текущих и накопленных доз аварийного облучения для жителей ряда областей Российской Федерации. Проведена оценка накопленных доз в 4885 населенных пунктах. Средние значения этих доз лежат в диапазоне от 4 до 167 мЗв, причем примерно 50% накопленной дозы получены в течение первого года после аварии. Предел накопленной эффективной дозы в 70 мЗв превышен только в 27 населенных пунктах Российской Федерации (Брянская область), где проживает менее 30 тысяч человек. В дальнейшем предел накопленной эффективной дозы может быть достигнут на территориях с плотностью радиоактивного загрязнения местности свыше 30 Ки/км2 (1000 ГБк/км2) еще примерно у 5 тысяч человек.
Анализ действующего законодательства по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Анализ практики применения действующего законодательства по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации и, в первую очередь, Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" показывает, что целый ряд их положений не соответствует современным научным представлениям, требованиям законодательных и нормативных документов в области радиационной безопасности, а, в отдельных случаях, не в полной мере обеспечивает социальную защиту граждан.
Граждане, проживающие на радиационно-загрязненных территориях
Гражданам, попавшим в зону радиационного загрязнения должен возмещаться вред, причинный здоровью, либо возмещаться риск за проживание на загрязненной территории, ограничение жизнедеятельности. Следует принимать во внимание, что вред причинен источником повышенной опасности, находящимся в федеральной (государственной) собственности. (Венская конвенция «О гражданской ответственности за ядерный ущерб», Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», ГК РФ)
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", принятый на первом этапе, необоснованно преувеличили размеры зоны радиационной аварии и защитные мероприятия, такие, например, как отселение населения с мест постоянного проживания при относительно небольших дозах облучения, несоразмерность денежных выплат и объема предоставляемых льгот с причиненным ущербом и со степенью риска возникновения заболеваний. С учетом неудачного опыта защиты населения при катастрофе на Чернобыльской АЭС в новые Нормы радиационной безопасности (НРБ-96/99) внесены принципиально новые показатели для принятия решения об отселении из зоны радиационной аварии. По этим критериям не предусматривается даже временное отселение жителей с территории вне современной зоны отчуждения, как неоправданное при сравнении пользы и вреда.
В действующем Законе, вместо принятого понятия зоны радиационной аварии, применяется понятие зоны радиоактивного загрязнения. При этом границы зоны определяются с применением двойного стандарта: по среднегодовой эффективной дозе облучения, равной 1 мЗв/год, и по плотности радиоактивного загрязнения местности 1 Ки/км2, что привело к тому, что без какого-либо научного обоснования льготы распространены на территории, на которых в Российской Федерации проживает свыше 2 миллионов человек. Радиоактивное загрязнение вследствие чернобыльских выпадений с плотностью более 1 Ки/км2 существует в ряде стран и сопредельных территорий, однако ни одна страна не признала их опасными и требующими дополнительной социальной защиты населения. Сам факт предоставления льгот и денежных выплат убеждает жителей указанных территорий в том, что они являются облучаемыми лицами, в то время, как фактический уровень облучения граждан на указанных территориях в большинстве случаев не превышает дозовый предел, который установлен для населения в нормальных (неаварийных) условиях. Таким образом, принятое деление территорий на зоны по уровню загрязнения территорий устарело и не соответствует иному законодательству по радиационной безопасности, а так же положениям Норм радиационной безопасности (НРБ-96/99).
Согласно действующему Закону, система компенсаций и льгот в основном определяется сроком проживания граждан на загрязненных территориях. Такой подход не соответствует действующему законодательству и современным научным представлениям по радиационной безопасности, согласно которым риск радиационно-обусловленных заболеваний зависит не от срока проживания на загрязненной территории, а от величины накопленной эффективной дозы облучения.
Граждане, привлеченные к работам по ликвидации последствий радиационной аварии
В отношении граждан, направленных (командированных) предприятиями и организациями для участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, причиненный вред (ущерб), является вредом, причиненным при исполнении трудовых обязанностей. Трудовые отношения с организациями не прерывались, вред причинен в командировке. Порядок и размер возмещения вреда рассматриваются в рамках §2 главы 59 ГК РФ.
В отношении офицеров, направленных (командированных) в воинские части, принимающие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС могут быть применены положения ст. 18 Федерального закона 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. 02.02.06). Военнослужащие были направлены (прикомандированы) в иные воинские части и исполняли обязанности военной службы.
В отношении граждан, призванных на специальные военные сборы, нормы гражданского законодательства неприменимы, поскольку трудовые отношения с предприятиями (организациями) прерваны не были, исполняя иные обязанности военной службы, военнослужащими не являются.
Существующая система компенсаций за ущерб, причиненный здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, допускает, при равной потере трудоспособности, различие в величине выплат отдельным лицам в десятки раз.
До 1996 года инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом положений части первой статьи 461 ГК РСФСР, выплачивалась пенсия по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения.
С О1.марта 1996 года, Федеральным законом от 24.11.95 №179-ФЗ, в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского Кодекса РФ, законодатель разделил понятия "пенсия" и "возмещение вреда" в отношении граждан, пострадавших вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС. Порядок определения заработка для исчисления сумм возмещения вреда изменений не претерпел. Право на исчисление возмещения вреда из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения оставлено только для случая участия в работах менее календарного месяца.
15 февраля 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 12.02.01 №5-ФЗ, который изменил формулировку пункта 25 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Вместо возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предложено получать "ежемесячную денежную компенсацию" в виде фиксированной суммы в зависимости от группы инвалидности. Данная норма не соответствует формальным признакам возмещения вреда. Право на получение именно сумм в возмещение вреда упомянуто в статье 2 Закона и в основной Закон не вошло.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19. июня 2002 года №11-П. установлено, что "сам по себе переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на признании конституционного принципа равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации".
Предлагаемый законопроект предусматривает:
- Придание работам по ликвидации последствий аварии особого правового статуса. Работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС являются особым случаем трудовых обязанностей, не являются исполнением трудовых обязанностей, либо обязанностей военной службы
- Устанавливается особый порядок возмещения вреда здоровью из условного заработка, который Государство готово платить гражданам для привлечения к работам в особо опасных условиях',
Необходимо применить особый порядок возмещения вреда за работу по ликвидации последствий радиационной аварии. Принимая во внимание несовершенную систему оплаты труда в 1986-1990 г.г., ежемесячную денежную выплату следует исчислять из условного заработка, который Государство готово платить за работу в условиях повышенной радиационной опасности.
Принимая во внимание относительно малое количество граждан, проживавших в зоне радиационной аварии, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с воздействием радиации. Для них нецелесообразно вводить иной порядок исчисления возмещения вреда.
Принимая во внимание большое количество граждан, размер возмещения вреда которым установлен в судебном порядке, следует отметить следующее. Законопроектом установлен новый гражданско-правовой статус участников ликвидации последствий аварии. В настоящее время высокие суммы ежемесячных выплат получают, в основном, высокооплачиваемые гражданские специалисты, которые выезжали в зону повышенной опасности на короткие промежутки времени. Им предоставляется право выбора на получение выплат в возмещение вреда по настоящему Закону, либо по правилам возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем. Данный вопрос требует предварительного согласования (экспертной оценки) в КС РФ.
Законодательные акты о социальной защите (социальных гарантиях) гражданам, подвергшимся воздействию радиации
Федеральным законом от 09.01.1996 №3-ФЗ (редакция от 22.08.2004) «О радиационной безопасности населения» устанавливаются основные гигиенические нормативы (пределы доз):
• Для населения 1 мЗв/год 70 мЗв за 70 лет
• Для персонала 2 мЗв/год 100 мЗв за 50 лет
• Для участников ликвидации последствий аварии не более 20 мЗв
По Закону РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:
Зона отчуждения, населенные пункты из которых 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано (статья
Зона отселения - зона, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0.5 бэр), (статья 9);
Зона проживания с правом на отселение - где, среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр)) (статья 10);
Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - зона, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр) (статья 11).
Критерий оценки для предоставления мер социальной защиты :
Уровень загрязнения территории, либо среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения (СГЭД): менее 1,0 мЗв -1,0 мЗв - 5,0 мЗв - более 5,0 мЗв
По федеральному закону от 26.11.1998 №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы в 1957 году на ПО «Маяк»
Граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) (пункт 3 статьи 1);
Граждане, проживающие в населенных пунктах, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (пункт 4 статьи 1);
Граждане, получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше
35 сЗв (бэр) (пункт 5 статьи 1);
Граждане, получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше
7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр) (пункт 6 статьи!);
Критерий оценки для предоставления мер социальной защиты :
СГЭД более 1 мЗв - накопленная доза 7 сЗв -35 сЗв - свыше 35 сЗв
По федеральному закону от 10.01.2002 №2-ФЗ «О социальных
гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»
Граждане, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) (статья 1);
Граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) (статья 2);
Граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр) (статья 3) (исключена)
Критерий оценки для предоставления мер социальной защиты :
Получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 СЗв -25 сЗв - свыше 25 сЗв
Законодательные акты о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, различаются терминологически, в них применяются различные критерии для оценки причиненного вреда, отличается объем предоставляемых социальных гарантий для сопоставимых категорий граждан. Критерии оценки не соответствуют Федеральному закону от 19.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
Единообразный подход, примененный в законопроекте, снижает социальную напряженность, приводит терминологию и критерии оценки к единому образцу, снимает необходимость обращения в судебные органы и избегает необходимость судебных издержек, позволяет применять к указанным категориям граждан нормы гражданского права.
Приведенный концептуальный подход позволяет применить данный законопроект ко всем гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварий, катастроф, испытаний ядерного оружия. Введение дополнительно иных категорий приведет к утяжелению закона, сложности его применения. Поэтому пересмотр указанных законопроектов после принятия новой редакции закона необходим.