Вопрос заданный вдовой "партизана", смерть которого признана следствием заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, через интернет-приемную Миноборны РФ:
"Почему вдовы военнослужащих, умерших вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, т.е., военной травмы, в ходе ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, лишены прав, предоставляемых всем остальным вдовам военнослужащих, умерших вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы? В частности, им не предоставляется ежемесячная денежная компенсация в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Вместо этого им выплачивается компенсация в том же размере и на тех же условиях, которые предусмотрены, например, для вдов граждан, эвакуированных из зараженной зоны, умерших вследствие заболевания, связанного с Чернобыльской катастрофой. А ведь военнослужащие, ликвидировавшие аварию, это не пострадавшие, а люди, исполнявшие свой воинский долг, рискуя здоровьем во имя спасения других людей. Чем они хуже, чем военнослужащие, получившие заболевания при исполнении обязанностей военной службы в других ситуациях? Почему они не в праве выбрать вместо компенсации по Чернобыльскому закону компенсацию, предусмотренную для всех военнослужащих законом №306-ФЗ?
И почему при этом единовременное пособие, предусмотренное тем же законом №306-ФЗ, согласно Приказу Министра обороны РФ от 6 мая 2012 г. №1100 вдовам военнослужащих, умерших вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, предоставляется. В чем тут «заковыка»?
Гречишкина Алевтина"
А вот ответ на него:
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБОРОНЫ РОССИИ)
119160, г. Москва « 22 » мая 2015 г. № 182/4/151564
На № ________________________
Гречишкиной А.
Ваше обращение по вопросу пенсионного обеспечения членов семей, потерявших кормильца из числа граждан, принимавших непосредственное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, рассмотрено.
Сообщается, что в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – закон № 4468-1) военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, то есть пенсионное обеспечение указанных лиц устанавливается специальным законодательством.
Правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки членам семей военнослужащих, умерших вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который в том числе содержит нормы по возмещению вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии со статьей 24 указанного Закона определение причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, которые выносят заключения с иными формулировками, например «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с положениями статьи 15 Закона № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона, в том числе ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом выплата ежемесячной денежной компенсации установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, производится членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии заключения военно-врачебной комиссии с формулировкой «военная травма». На членов семей военнослужащих, умерших вследствие заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, действие Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ не распространяется.
При этом размеры выплачиваемых ежемесячных денежных компенсаций по Закону №1244-1 и Закону № 306-ФЗ равнозначны.
Таким образом, члены семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы («вследствие военной травмы») и члены семей военнослужащих, умерших вследствие заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС по данной выплате имеют равные права.
Кроме того, в соответствии с частью 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, не производится военнослужащим (гражданам, призванным на военные сборы), признанным инвалидами вследствие военной травмы, если они получают денежные компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Применять иные условия пенсионного обеспечения членов семей, потерявших кормильца из числа граждан, принимавших непосредственное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, чем это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, пенсионные органы Минобороны России неправомочны.
Поскольку к обращению никаких документов не приложено, направить более полный ответ не представляется возможным.
Дополнительно сообщается, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» организация и проведение работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначению указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий и компенсаций и осуществлению контроля за правильностью и своевременностью их выплаты возложена на военные комиссариаты.
В связи с этим по вопросам пенсионного обеспечения от Минобороны России, в том числе по вопросам разъяснения действующего законодательства в этой области, следует обращаться в военный комиссариат по месту жительства, где находится личное (пенсионное) дело Вашего мужа со всеми необходимыми документами.
Заместитель директора
Департамента социальных гарантий п/п верно П.Олюшин
__________________________________________________________________________________________________
Олюшин беззастенчиво врет: "Таким образом, члены семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы («вследствие военной травмы») и члены семей военнослужащих, умерших вследствие заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС по данной выплате имеют равные права".
Во-первых, вдовы военнослужащих по закону №306-ФЗ имеют право на компенсацию независимо от нахождения на иждивении и при достижении возраста 50 лет, тогда как вдовы чернобыльцев только при условии нахождения на иждивении и при достижении возраста 55 лет.
Во-вторых, вдовы военнослужащих по закону №306-ФЗ имеют право на компенсацию, равную половине "фиксы" предусмотренной для инвалидов 1 группы, независимо от группы инвалидности мужа, и вообще наличия у него инвалидности. А вдовы чернобыльцев имеют право только на компенсацию, равную половине фиксы, предусмотренной для той группы инвалидности, которая была у мужа на момент смерти. При этом, если он инвалидом не был, то вдова вообще не понятно в каком размере имеет право получать по части четвертой статьи 14 Чернобыльского закона.
Далее он пишет: "На членов семей военнослужащих, умерших вследствие заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, действие Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ не распространяется". При этом он полностью игнорирует ссылку Гречишкиной на Приказ Министра обороны РФ от 6 мая 2012 г. №1100, который опровергает это противозаконное утверждение. Минобороны загнало себя в ловушку - по логике этого письма Минобороны и Верховного Суда РФ этот приказ не соответствует Закону №306-ФЗ, и его нужно изменять, исключая из него чернобыльцев.